Журнал "Директор по безопасности" Август 2021 | Page 17

НА КАКОМ УЧАСТКЕ МАРШРУТА МОГУТ ПРОИЗОЙТИ РИСКИ " ВЫЗВАННЫЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕМ , СТОЛКНОВЕНИЕМ СУДНА , ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛЬДОМ И ПОСАДКОЙ НА МЕЛЬ "?

После этого вопроса очень интересно наблюдать за реакцией страховщи-ка – к подобному он зачастую совершенно не подготовлен . Ну а если страховщик промолчит , то следующий вопрос : « Риск под названием “ Захват судна пиратами ”, где в России такие районы , чтобы автомобиль захватили пираты ?» – вызовет у него совсем ступор .

Но , надо отдать должное – некоторые отвечают на данный вопрос , причем уверенно . И сразу начинают понимать , что вести диалог за все риски тут смысла нет , и вовремя осекаются . Если же идет далее попытка у представителя страховой компании продолжать диалог в русле « с ответственностью за все риски » ( ЭТО ВАМ ЛУЧШЕ !!!) – можете смело заканчивать переговоры – это лишь трата вашего драгоценного времени .

Вам пришли не предложить защиту ваших интересов , а продать то , что вам изначально не надо . В суде страховщик вспомнит про требования закона , а не про обещания менеджера по продажам . Чем может закончиться история « с ответственностью за все риски »? Развернутые ответы со ссылками на все нормы права есть в судебных решениях . Ознакомиться возможно самостоятельно . Предположу , что страхователи по достоинству оценили полученный сервис .

Из решения суда ( А40 – 74560 / 14‐29‐630 ):

« Согласно пункту 8 Генерального полиса “ Условия страхования ” страхование осуществляется на условиях “ С ответственностью за все риски ” в соответствии с пунктом 4.2.1 “ Правил страхования грузов ” Страховая компания ( в редакции от 31.01.2012 г . – Приложение № 1 ).

В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью “ Интэк Логистик ” к Обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания о взыскании 4 173 528 , 67 руб . отказать ».

Из решения суда ( А60 – 26465 / 2015 ):

« Согласно п . 8 Генерального полиса страхования грузов № 2006069 – 0360344 / 14СГ от 19.03.2014 г . страхование осуществляется на условиях “ С ответственностью за все риски ”, что включает в себя ответственность за утрату груза в результате мошеннических действий .

Ответчик представил встречное исковое заявление о признании договора страхования недействительным , просит признать страховой полис № 2006069 – 0360344 / 14СГ-59 от 14.11.2014 г . недействительным на основании ст . 179 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Определением суда от 09.07.2015 г . встречное исковое заявление Ограниченной Ответственностью Страховая компания о признании договора страхования недействительным принято к производству Арбитражного суда Свердловской области ».

С одной из страховых компаний ( в лице сотрудника из отдела страхования грузов ) мы вели переговоры по просьбе собственника бизнеса . Умозаключения топ-менеджера страховой компании достойны аплодисментов .

Из текста Страховые риски : Страховым риском является предполагаемое событие , на случай наступления которого проводится страхование . Объем обязательств Страховщика определяется выбранными Страхователем условиями страхования , указанными ниже ( или их комбинацией ) ( в случае страхования ценных грузов применяются также положения Раздела 3 ДУ ценных грузов ), и устанавливается договором страхования :

3.1 . Риски « А »

3.1.1 . В соответствии с п . 3.1 настоящих Правил возмещаются убытки от утраты ( гибели ) или повреждения всего или части застрахованного груза в результате любых событий , за исключением случаев , указанных в п . 3.5 настоящих Правил .

3.2 . Риски « В »

3.2.1 . В соответствии с п . 3.2 настоящих Правил возмещаются убытки от утраты ( гибели ) или повреждения всего или части застрахованного груза , за исключением случаев , указанных в п . 3.5 настоящих Правил , в результате :

взрыва или пожара на перевозочном средстве ;

крушения , опрокидывания , посадки на мель , затопления судна ;

крушения воздушного судна , опрокидывания или схода с рельсов , дорожно-транспортного происшествия с наземным транспортным средством ;

столкновения перевозочного средства с любым внешним объектом , кроме контакта с водой ;

разгрузки груза в месте убежища ( при перевозке водным транспортом );

землетрясения , извержения вулкана или удара молнии ;

подмочки груза морской , речной или озерной водой ;

выбрасывания груза за борт для спасания судна , смыв груза волной за борт . Также возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза в результате его падения ( в т . ч . за борт судна ) при разгрузке ( погрузке ).

3.3 . Риски « С »

3.3.1 . В соответствии с п . 3.3 . настоящих Правил возмещаются убытки от утраты ( гибели ) или повреждения всего или части застрахованного груза за исключением случаев , указанных в п . 3.5 настоящих Правил , в результате :

взрыва или пожара на перевозочном средстве ;

крушения , опрокидывания , посадки на мель , затопления судна ;

крушения воздушного судна , опрокидывания или схода с рельсов , дорожно-транспортного происшествия с наземным транспортным средством ;

столкновения перевозочного средства с любым внешним объектом , кроме контакта с водой ;

разгрузки груза в месте убежища ( при перевозке водным транспортом );

выбрасывания груза за борт для спасания судна .

И что же я как потенциальный потребитель увидел в этом предложении ?

А все очень просто – страховщик взял и объединил практически все группы рисков , обозвал их группой « А », установил за них ценник – и по этому ценнику предлагает мне их купить . То обстоятельство , что все риски мне не нужны , представителя страховой компании абсолютно не смущает , его позиция понятна : получить увеличенную страховую премию . Переплачивать за данную услугу я не имею никакого желания и , как любой нормальный человек , хочу получить справедливую цену именно за то , что необходимо мне .

Риски с группой « B »

В данной группе рисков мое воображение сразу начало рисовать в голове страшную картину : после посадки еврофуры , осуществляющей доставку груза по маршруту Казань – Новосибирск на мель (?) в нее ударила молния (?), а также рядом произошло землетрясение (?), в результате которого часть груза была намочена морской водой (???), так как его смыло из полуприцепа . А еще часть попала в испепеляющую лаву в результате извержения (!).

Интересно : а как автор вот этого пункта « Ж ) подмочки груза морской , речной или озерной водой » определял – какой именно водой подмочен товар по данному маршруту ? Сюда , думаю , еще необходимо добавить воду родниковую , минеральную , питьевую , талую , « тяжелую » и т . п ., и вообще – обратиться в научный институт для проведения симпозиума по данной теме ( или создать международную конференцию ).

Иногда , когда читаешь такие вот формулировки , начинаешь задумываться о профессиональном уровне того , кто это творение составлял , и того , кто это продает . Тактично остается промолчать про лицо , которое это подписывает …

Вот , собственно говоря , и вся группа рисков . Почти аналогичная картина – в « группе С ». До раздела под названием « Ценные грузы » я не дошел , и так уже все стало понятно – что предлагают .

Далее сразу было обращено внимание на очень интересный пункт , и я его приведу дословно ( являюсь страхователем ):

8.6 . Страхователь имеет право :

8.6.1 . Ознакомиться с настоящими Правилами страхования до заключения договора страхования .

IX . Определение размера и порядок осуществления страховой выплаты

9.2.3 . Документы для доказательства наличия страхового случая :

– по автомобильным перевозкам – договор на транспортно-экспедиционное обслуживание , договор перевозки , претензия к перевозчику , заявка на перевозку , счет за услуги по перевозке и / или за услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию , документы из ГИБДД по факту дорожно-транспортного происшествия , постановление о возбуждении уголовного дела , документы уполномоченных государственных органов , устанавливающих факт пожара , стихийных бедствий , отчет экспертизы , отчет сюрвейера , коммерческий акт , акт перевозчика , транспортная накладная с отметкой о составлении коммерческого акта , объяснительная записка водителя , переписка с перевозчиком , экспедитором по факту происшествия .

После телефонного разговора представитель страховой компании на вопрос « А кто для вас будет являться экспедитором ?» с уверенностью в голосе около 10 минут рассказывал , что им важно наличие договора транспортной компании с компанией-грузовладельцем и наличие заявки с перевозчиком . Ему считать меня ( транспортную компанию ) экспедитором можно уже на основании того , что я дают заявку перевозчику и т . д и т . п . Ну а после прочитанного все встало на свои места – страховщик совсем не видит разницы между экспедитором и агентом .

Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание ясно и четко вытекает из Федерального закона « О транспортно-экспедиционной деятельности » ( а там есть правила оформления экспедиционных документов ) – почему‐то про это страховщик просто умолчал , и причина здесь , вероятнее всего , – некомпетентность в данном вопросе . А ведь для экспедитора это очень важные моменты , ведь отсутствие любого документа – колоссальная проблема . Но страховщик об этом тактично молчит .

О каком постановлении о возбуждении уголовного дела идет речь , если экспедитор не является собственником груза ? Спорить не будем , ознакомимся с текстом из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и сделаем выводы самостоятельно .

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела ( данные об участниках изменены , дата документа – сентябрь 2020 г .)

« Изучение материала проверки установлено , что между ООО “ Экспедитор ” и ООО “ Перевозчик ” была заключена договор-заявка от 27 июля 2020 года , в соответствии с условиями которой ООО “ Перевозчик ” обязался перевести груз , принадлежащий ООО “ Грузовладелец ”, расположенного в г . Краснодар . Была согласована кандидатура водителя и транспортное средство . Груз был загружен в г . Солнечногорск Московской области . Однако на место выгрузки автомобиль не прибыл . Связь с водителем , а также представителем перевозчика отсутствует , их телефоны недоступны …

Установлено , что собственником груза является ООО “ Грузовладелец ”. Ущерб в размере 3 307 000 рублей был причинен именно ООО “ Грузовладелец ”. Заявитель , а именно ООО “ Экспедитор ”, перевозил груз в интересах ООО “ Грузовладелец ”, выступая в перевозке экспедитором . В связи с чем обращаться в правоохранительные органы с заявлением по факту хищения вынуждено ООО “ Грузовладелец ”. Правоотношения , возникшие между ООО “ Экспедитор ” и ООО “ Грузовладелец ” по возмещению причиненного ущерба , носят гражданско-правовой характер , урегулирование которых относится к компетенции арбитражного суда путем подачи искового заявления . До настоящего момента представители ООО “ Грузовладелец ” в ОМВД России по г . Солнечногорск не обращались .

Принимая во внимание , что процессуальные сроки на проведение проверки , установленные законодательством , истекли , орган дознания приходит к выводу , что в данном случае отсутствует необходимая документация , подтверждающая факт причинения ущерба ООО « Грузовладелец » …

Почему это возлагается на меня как на экспедитора ? Почему обязательным условием является заявка на перевозку , если , согласно нашему законодательству , приемка груза может осуществляться приемкой заказа к исполнению ? Акт перевозчика ? Прощу прощения , а из какого законодательства привели данный документ ? Очень много не дописали в данном пункте .

Для страховой компании , судя по п . 9.2.3 , не имеет значения : экспедитор или перевозчик . Какая разница ? О чем это я ? Лишь бы премию страховую платили . Какая разница , кому страхователь отдает груз : экспедитору или перевозчику ?

Да разница огромная : разные первичные документы , определенные разными федеральными законами , – но страховщик сам в этом не разобрался . Разными первичными документами подтверждается факт принятия груза перевозчиком и экспедитором . Если по перевозчику это транспортная накладная , то по экспедитору – экспедиторская расписка . Вы видели в данном пункте словосочетание « экспедиторская расписка »? Я несколько раз прочитал – не нашел , может , у вас получится ?

Отсутствие данного документа в правилах говорит только об одном – у данного страховщика проблема с изучением сотрудниками Федерального закона « О транспортно-экспедиционной деятельности ». Но как можно требовать что‐то с сотрудников , если в правилах этого нет ? А если внимательно посмотреть , кто подписывает эти правила , – совсем грустно становится . Что самое интересное : мы еще до суброгации не дошли – уверен , что и тут данный страховщик сразу бы « сдулся » …

Вот это бизнес-подход высочайшего уровня , направленный на взаимовыгодное сотрудничество , и достижение высоких результатов в совместной деятельности ? Размечтались ! Изначально вся система документооборота полностью непрозрачна , требует дополнительного изучения , а также внесения документов , определенных законодательством – в эти самые правила страхования и зачастую в договор , и т . д . и т . п . Продолжать тут можно долго .

НА КАКОМ УЧАСТКЕ МАРШРУТА МОГУТ ПРОИЗОЙТИ РИСКИ " ВЫЗВАННЫЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕМ , СТОЛКНОВЕНИЕМ СУДНА , ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛЬДОМ И ПОСАДКОЙ НА МЕЛЬ "?