Журнал "Директор по безопасности" Август 2021 | Page 16

Продолжение . Начало в предыдущем номере

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ

Риски и последствия при работе со страховыми компаниями при перевозке грузов

Продолжение . Начало в предыдущем номере

АЛЕКСЕЙ КОЖЕВНИКОВ , партнер IMPACT

Диалоги об ответственности экспедитора

На одном из форумов общедоступных сайтов в сфере грузоперевозок , оказывающих услуги транспортным компаниям , грузовладельцам и обыкновенным гражданам РФ , встретил ответ одного страховщика , где на вопрос транспортной компании ( якобы экспедитора ) « Почему не было выплаты со стороны его компании ?» был дан ясный недвусмысленный ответ ( приведу его полностью ):

Назовем его страховщик № 1 .

« Ни в одном из случаев вами не был выдан Грузоотправителю предусмотренный Законом РФ “ О Транспортно-экспедиционной деятельности ”, “ Экспедиторский документ ( экспедиторская накладная )” ( тут страховщик ошибся , правильно писать “ экспедиторская расписка ”), или иной документ , подтверждающий факт того , что указанный груз от Грузоотправителя был принят вами , как экспедитором , а вы застраховали в нашей компании профессиональную ответственность экспедитора ».

Как итог : транспортная компания , не подтвердившая документально прием груза как экспедитор , не получила возмещение от страховой компании . Казалось бы , что мешало выдать этот документ и решить данную проблему ? Но нет – легких путей российский бизнес не ищет .

Смешное началось потом , когда на этом же форуме на вопрос одной из транспортных компаний по полису ответственности экспедитора ( мол , « где купить ?») – я данный ответ страховщика опубликовал , и остальные страховщики начали возмущаться . В « возмущения » надо вникнуть , привожу дословные ответы :

1 . Страховщик № 2 :

« Вы заблуждаетесь . Это страхование работает , просто у всего есть свои правила и условия ».

2 . Страховщик № 3 :

« В случае с экспедитором – страхуем груз от рисков , которые могут наступить как следствие действий экспедитора , за которые он мог бы понести ответственность . Экспедитор для нас – экспедитор . У него есть имущественный интерес в сохранении груза , основанный на договоре экспедирования , и есть застрахованные риски , если событие совпадает с риском – это к нам ».

Тут надо отвечать по порядку . Итак , рассмотрим ответ Страховщика № 2 . Вот что оказывается : закон РФ « О Транспортно-экспедиционной деятельности » и Правила транспортно-экспедиционной деятельности – Страховщик № 2 назвал « заблуждением ».

ДЛЯ СПРАВКИ

Заблуждение ( лат . erratum ) – понятие , фиксирующее момент ограниченности знания , его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием .

Страховщик № 2 называет « заблуждением » требования законодательства , так как , вероятно , в понимании данного сотрудника подтверждающие документы на прием груза экспедитором не нужны . Уровень подготовки данного страховщика № 2 в транспортной логистике в автомобильных грузоперевозках по территории Российской Федерации оставляет желать лучшего , но ведь кому‐то же он продает свои услуги ( какой молодец )?

Данному представителю страховой компании , высказывающему свое профессиональное мнение , необходимо разобраться – что же за документы , которыми регулируется транспортно-экспедиционная деятельность , и как они работают . Ограниченность знаний Страховщика № 2 – результат его понимания своей услуги и варианта тут два : либо он просто не осознает этого , либо намеренно скрывает это , « под дурака косит », ведь цель‐то у него стоит – продать кому‐нибудь этот самый « полис ответственности экспедитора ».

Рассмотрим ответ Страховщика № 3 . Страховщик № 3 оказался более подготовленным , уровень знаний страховщика № 3 выгодно отличался от № 2 , называть « заблуждением » законодательство он не стал ( и правильно сделал ). Разберу его ответ по предложениям и начну со второго – « Экспедитор для нас – экспедитор ». Вместо того чтобы привести нормы права , ссылки или выдержки из законодательств – страховщик тактично молчит , мол , « и так все понятно , что тут обсуждать ?». Да , пусть будет так : не хочет страховщик об этом говорить – не будем его заставлять , а то ведь может и не ответить …

А вот следующее его предложение « У него есть имущественный интерес в сохранении груза , основанный на договоре экспедирования , и есть застрахованные риски – если событие совпадает с риском – это к нам » надо прочитать внимательно .

Самый главный вопрос у транспортной компании : а с какого момента у экспедитора появляется имущественный интерес , про который тут так красиво пишет Страховщик № 3 , с какого момента возлагается ответственность на экспедитора согласно действующему законодательству в грузоперевозках по территории РФ ? С момента подписания договора или с момента принятия груза экспедитором ?

По мнению страховщика – интерес в сохранении груза экспедитором основан на договоре экспедирования . Вот оно что , оказывается : подписал договор , и уже риски имущественные – на организацию-экспедитора . Вот груз еще экспедитор не принял – а уже риски несет . Вот , оказывается , чего « бояться надо и пытаться минимизировать » – и ведь не шутит , а именно так и пишет . Поставил под договором транспортной экспедиции подпись – все , уже ответственность несешь .

Вот такими подобными утверждениями пытаются пугать транспортные компании – и , самое интересное , делают это , надо признать , довольно успешно , пользуясь компетентностью « транспортников » ( некомпетентностью , то бишь ). Но Страховщик № 3 запутался между двумя терминами – « договор транспортной экспедиции » и « экспедиторская расписка ». Что самое интересное – в правилах транспортно-экспедиционной деятельности есть понимание этих терминов .

Пункт 4 : договор транспортной экспедиции – гражданско-правовая сделка , в соответствии с которой одна сторона ( экспедитор ) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны ( клиента ) оказывает транспортно-экспедиционные услуги .

А следующий – пункт 5 , в котором про экспедиторскую расписку : экспедиторскими документами являются экспедиторская расписка ( подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента , либо от указанного им грузоотправителя ).

Расстояние между двумя этими пунктами – на одной странице , в одном документе ! Видимо – далее 4-го пункта не стал читать Страховщик № 3 , то ли некогда ему было , то ли вообще не читал , то ли кто‐то рассказал – « науке это неизвестно ».

Имущественная ответственность , про которую очень красивыми и умными словами пытается говорить Страховщик № 3 , возникает с момента принятия груза , а момент принятия груза экспедитором определен правилами транспортно-экспедиционной деятельности . Ничего придумывать не надо , все изложено в правилах . Про исполнение данных правил Страховщик № 3 молчит , он как бы их не замечает и сразу летит в высокие материи , а далее будет рассказывать , « как космические корабли бороздят просторы Большого театра ».

Исходя из ответов Страховщика № 2 и Страховщика № 3 , можно сделать вывод : разобраться в Федеральном законе « О транспортно-экспедиционной деятельности » и правилах к нему им некогда , они очень занятые , ведут целыми днями переговоры о продажах своих услуг транспортным компаниям . Вот Страховщик № 1 , по их мнению , оказывается , « отсебятину » говорит , фантастику какую‐то рассказывает – врет , в общем ( или сказки сочиняет ).

Думаю , для организации , пользующейся услугами страховых компаний , называющей себя экспедитором и не выполняющей требования Правил транспортно-экспедиционной деятельности по оформлению документов , ответ на вопрос : « Есть ли гарантии при выплате страховщиком по полису страхования ответственности ?» – очевиден . Гарантий в этом случае нет , не было и не будет . Страхование ответственности экспедитора – это попытка транспортной компании защитить свои имущественные интересы , только свои – и ничьи больше . И то – всего лишь попытка , в большинстве случаев неудачная .

Подведу краткий итог по страхованию ответственности экспедитора : это документ , предполагающий какую‐то защиту интересов транспортной компании , но абсолютно не учитывающий интересы грузовладельца . Стоит такая бумага какое‐то количество денежных средств , но не позволяет в четкие оперативные сроки решать задачи бизнеса в полном объеме . Оплачивать данную услугу , не понимая , как это поможет в случае убытков , – не имеет никакого смысла . Когда нет ясного и четкого понимания , за что платишь , – лучше не платить .

Однако есть маленькая надежда , что с принятием поправок в законодательство в 2020 году о страховании ответственности экспедитора ситуация с данным видом страхования поменяется в лучшую сторону .

Страхование грузов

Страхование грузов , в отличие от страхования ответственности , дает защиту имущественных интересов , в первую очередь грузовладельца . Данная услуга хорошо себя зарекомендовала у « буржуинов ». Это они там , у себя « в Европах », за несколько столетий выработали определенные правила и требования , и именно из‐за границы к нам пришло это . Но « это же дороже » – поэтому страхование грузов проигрывает по цене страхованию ответственности .

Очень многие транспортные компании ( да зачастую и компании-грузовладельцы ) не видят разницы между страхованием ответственности и страхованием грузов , а когда нет разницы – зачем платить больше ? А если разницу и видят – то очень громко плачут , что « это дорого , клиент столько не платит , получится завышенный ценник » и т . п .

Да , страхование груза стоит денег , и зачастую – немалых , а от чего , в большинстве случаев , зависит страховка груза ? Правильно – от стоимости груза , именно от этой величины и рассчитывается , чем дороже груз – тем выше тариф на страхование . Условия страхования грузов практически у всех страховых компаний похожие , а именно : все предлагают несколько видов страхования грузов , которые сводятся к одному из вариантов :

1 . С ответственностью за все риски .

2 . С ответственностью за оговоренные риски .

Рассмотрим – что же такое « ответственность за все риски » ( звучит это очень красиво ) и что же включает в себя этот вид страхования . После понимания , что такое « все риски », писать про оговоренные риски уже не будет смысла – там уже все понятно будет .

Как ни удивительно , но данный термин пришел к нам из морского права . Но мы же занимаемся автомобильными грузоперевозками , в определенном сегменте рынка , с определенной отработанной и обкатанной вместе с юристами страховой компанией , юристами из консалтингового агентства и различными аудиторами , понятной логистической схемой , и возникает вопрос : а есть ли смысл платить за все риски , если половина из них не имеет отношения в автомобильным перевозкам ? Ответ очевиден : конечно же нет , но задача страховщика – продать вам именно эту услугу , и его цель понятна – это увеличенная страховая премия .

Когда присутствуем на встрече с новым страховщиком у своих партнеров по бизнесу , происходит всегда одно и то же : представитель страховой компании очень красиво рассказывает на встрече – что они предлагают , какие у них тарифы и т . п . Но , как обычно , ни слова о схеме логистики , используемой транспортной компании при доставке груза . Становится понятно – « песню поет » или как научили , или в силу своего понимания . Ну что же , приходится задавать уточняющие вопросы , например :

– Скажите , пожалуйста : маршрут доставки Казань – Новосибирск , осуществляем доставку еврофурой тентованной , объемом 90 м3 , грузоподъемностью 20 т , по данному маршруту – риск , который входит в вид страхования « С ответственностью за все риски » под названием : « Вызванные кораблекрушением , столкновением судна , повреждения льдом и посадкой на мель » – где это может произойти с машиной ? С какого фантастического фильма списали данный сценарий ?

Страхование грузов , в отличие от страхования ответственности , дает защиту имущественных интересов , в первую очередь грузовладельца