Журнал "Директор по безопасности" Август 2021 | Page 18

таким вот документальным оформлением , изначально подразумевающим судебные разбирательства , очень и очень много . И , что самое интересное , такие первоклассные специалисты находят себе покупателей .

В июне 2014 года в городе S один из менеджеров страховых компаний предложил нам провести встречу с его организацией на предмет потенциального сотрудничества . « Да почему бы и нет ?» – « Может , предложат что‐то такое , что в самом деле будет вызывать уважение ». Согласовали время и место . Единственное условие , которое я изначально выдвинул на проведение встречи , – вести диалог минимум с андеррайтером страховой компании , с менеджером по продажам – не интересно . Предварительно попросил скинуть на электронную почту правила страхования , чтобы можно было предметно разговаривать . Условия были приняты .

Итак , коротко описываю встречу , всего лишь несколько моментов .

ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Офис , стол , чай , обмен визитками , разговоры про футбол – в общем , все доброжелательно . Было интересно послушать андеррайтерра одной из страховых компаний . Понемногу перешли к делу . Внимательно стали слушать презентацию компании – и с небес спустились к грузоперевозкам . Все было стандартно : « Мы замечательные , мы красивые , у нас рейтинги …», как правильно заполнять заявление и так далее , но только нас интересовало другое – порядок выплаты , сроки и по каким документам будем осуществлять совместное взаимовыгодное сотрудничество при наступлении страхового случая . Дошли до правил страхования – и тут моментально начали всплывать подводные камни …

На что было обращено внимание :

Из правил страхования :

3.10 . При страховании на условиях п . п . 3.2.1 , если иное предусмотрено договором страхования , не является страховым случаем и не возмещаются убытки в результате хищения груза со склада в пункте отправления , в том числе выдачи груза для перевозки неуполномоченному лицу .

Задал вопрос : « Давайте представим ситуацию : я экспедитор , у меня заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание с клиентом , привлекаем перевозчика для перевозки груза по маршруту из точки « А » в точку « Б » – кто будет уполномоченным лицом для страховой компании при приемке груза в точке « А »?

Минутная пауза . Страховщик « поплыл », вместо понятного и четкого ответа выдает : « Нууу … наверное , водитель , вы же доверенность на него выдаете ?» – и после моего ответа « Доверенность на водителя не выдаем » следует неприлично длинная пауза … Ясного , внятного , не терпящего двусмысленного трактования ответа мы так и не получили . Это было почему‐то ожидаемо , но переговоры шли далее .

Из правил страхования :

7.6 . При заключении договора страхования Страховщик вправе проводить осмотр груза , подлежащего страхованию , осуществлять контроль за погрузкой и выгрузкой , назначать предстраховую экспертизу . Страховщик вправе запросить у Страхователя любые дополнительные сведения , не указанные в заявлении на страхование .

А вам знаком термин « предстраховая экспертиза »? Проводят ли ее страховщики при заключении договора страхования груза ? Проводят , но очень интересно . Все проведение при заключении договора страхования грузов сводится к выяснению следующих вопросов : « Характер груза ?», « Стоимость груза ?», « Способ упаковки ?», « Направление ?», « Привлекаемый транспорт используете или нет ?» и все остальное – в этом же духе .

Страховщик не выясняет схему работы транспортной компании , каким образом она осуществляет свою деятельность , какую схему логистики использует в своей работе – страховщику это глубоко безразлично . Каким образом транспортная компания осуществляет привлечение третьих лиц – страховщик не выясняет , а ведь это самый главный вопрос , который должен стоять перед страховщиком , но он перед ним не стоит . Именно схема привлечения третьих лиц – самая большая проблема , которая несет колоссальные риски для всех лиц логистической цепочки : для собственника груза , для экспедитора , для страховщика .

Почему страховщику это безразлично ? Да все очень просто – он сам в этом зачастую не разбирается , а тратить свое время на изучение этого вопроса ему не хочется , ибо у него есть план по продажам , который надо выполнить . Как печальный итог – вот , получается такая вся « предстраховая экспертиза ».

На данных переговорах представитель страховой компании именно этим и хотел заняться – выяснением всего , что , на его взгляд , представляет очень большую важность для определения тарифной политики , проще говоря , ценника , который он собирается выкатить потенциальному клиенту .

Ну что же , пришлось задать вопрос « А кто для вас и вашей компании будет являться экспедитором в автомобильных грузоперевозках ?» Последовала очередная пауза и , как ни удивительно , – очередная растерянность и попытка объяснить общими фразами , что « экспедитор – это вот : договор с клиентом , договор с перевозчиком , заявка на перевозку , и поехали , все же так работают ». Ни слова не прозвучало о документах , предусмотренных законодательством , и это было опять почему‐то ожидаемо . Переговоры продолжились .

Из правил страхования : Страхователь обязан :

12.2.2 . Незамедлительно заявить о случившемся в государственные или иные органы , в компетенцию которых входит установление ( фиксация и регистрация ) и / или расследование произошедшего события , имеющего признаки страхового случая : отделы ( управления ) внутренних дел , ГИБДД , Министерство по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС ) РФ , Федеральную службу РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды , Ростехнадзор , аварийные службы и др . ( далее при общем упоминании или в соответствующем контексте – компетентные органы ).

Простите , а на каком основании экспедитор будет обращаться в органы МВД , если он не является собственником ( выгодоприобретателем ) груза , а является страхователем ? Обратиться экспедитор может , только вот в приеме такого заявления могут отказать . И именно так на практике и происходит .

Именно такой вопрос и был задан страховщику , правда , для его понимания чуть‐чуть упростили и спросили по‐другому : « Кто должен подавать заявление в МВД ? Экспедитор или собственник груза ?» Вариант ответа 50 % на 50 % – или один или другой , третьего варианта нет . После обыкновенных вопросов , заданных страховщику ранее , он уже понимал , что не просто же так их задают , и ему пришлось отвечать . Надо отдать должное – он выбрал правильный ответ : собственнику груза . А на вопрос : « Почему об этом нам приходится уточнять и почему нам про это не рассказывают сразу ( а это очень важный момент в нашей деятельности )?» – он не нашелся что ответить .

Из правил страхования :

12.4.2 . Перевозочные ( складские ) документы , подтверждающие факт перевозки ( хранения ) застрахованного груза : договоры перевозки ( транспортной экспедиции ), транспортные накладные , коносаменты , багажные ( складские ) квитанции , акты приемапередачи или иные документы , свидетельствующие о передаче застрахованного груза к перевозке ( хранению ).

После прочтения данного пункта сразу возник вопрос : а где самый главный документ для экспедитора ? Где упомянута экспедиторская расписка ? Именно этот документ подтверждает факт принятия груза экспедитором у своего клиента . Именно этот документ дает право экспедитору владеть грузом на период , указанный в поручении экспедитору . Именно этот документ позволяет экспедитору действовать от своего имени и заключать договор перевозки с перевозчиком . Вся деятельность профессионального экспедитора немыслима без этого документа ( но только не на территории РФ – у нас вместо этого документа « изобретают велосипед »).

Почему нет нигде : ни в договоре , ни в правилах страхования этого документа ? Или я под словом « иные документы » должен так понимать ? Простите , но ведь страховщик пришел к экспедитору , а не к перевозчику . Чем думал страховщик , предлагая встречу экспедиционной компании , осуществляющей свою деятельность в автомобильных грузоперевозках : транспортная накладная есть , а экспедиторской расписки нет ! А думал он только об одном : что‐то продать . Что именно ? На его взгляд – страхование груза , на мой взгляд – это , мягко говоря , что‐то другое .

Представитель страховой компании на переговорах попытался предложить нам дополнительный , так сказать , « сервис » (« приятный бонус »!) к услуге страхования – а именно : проверка перевозчика , привлекаемого экспедитором для осуществления доставки из точки « А » в точку « Б », силами страховой компании . Страховщик подумал , что такая вот услуга будет востребована экспедитором и , несомненно , вызовет интерес .

Ну что же – пришлось вникнуть и в этот « сервис ». Пришлось задать уточняющий вопрос – « А кто будет проверять контрагента со стороны страховщика ?» – ответ был дан незамедлительно : « Наша служба безопасности !»

Ну что же – ответ вполне удовлетворил , но задаем второй вопрос : « А каков механизм этой проверки ?» – на что было сказано , что « при привлечении перевозчика к перевозке груза экспедитор должен отправить все документы , присланные перевозчиком , в службу безопасности страховой компании посредством электронной почты ». Тут пришлось задать еще вопрос : « Можно озвучить полный список этих документов , который требует служба безопасности страховой компании для проверки кого‐то там ?» – и страховщик ответил , что « можно это решить ».

Следующий вопрос , который был задан , поверг страховщика в очередной ступор и вызвал очередную неловкую паузу : « Скажите , пожалуйста , какая необходимость в проверке транспортного средства и водителя перевозчика службой безопасности , которая не выходит из теплого кабинета с кожаными креслами ?»

Ведь практика показывает , что профессиональному экспедитору в этом нет никакой необходимости . Это красивая иллюзия ( а не проверка ), овеянная ореолом секретности и разрекламированная различными организациями , которые предлагают подобные смутные услуги . Тактично промолчим про законность таких проверок .

В итоге : пришлось отвечать за страховщика – перечислив ему все действия , которые делает его служба безопасности , по пунктам , и пришлось сказать , что они не делают и , что самое интересное , не собираются делать .

ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Почти двухлетний личный опыт общения с одним из « специалистов », имевшим на тот момент отношение к безопасности , в одной из крупнейших страховых компаний привел к неутешительным выводам .

На протяжении нескольких лет данный « специалист » возглавляла управление по противодействию страховому мошенничеству в имущественных и иных видах страхования центра противодействия мошенничества страховой компании . Посещала различные конференции , выступала с докладами и презентациями , рассказывала про убытки , а также про необходимость противодействовать мошенничеству в грузоперевозках .

С трибуны специалист озвучивала пути решения – усиливать преддоговорную работу , применять технические средства , взаимодействовать с правоохранительными органами , собирать информацию об организованных преступных группах , осуществлять сбор информации и производить обмен между участниками рынка и применять разные алгоритмы действий . В общем , имитации бурной деятельности и лозунгов было предостаточно – на любой вкус и цвет , а где же решения по снижению рисков в грузоперевозках ?

Неоднократное указание « специа-листу » на применение мошенниками схем , которые позволяют им обходить действующие алгоритмы защиты в страховой компании с причинением многомиллионных убытков собственникам , подтвержденных на примерах из судебной практики , то есть установленными фактами , « специалист » пропускала мимо ушей . На данные схемы просто закрывала глаза , так как разбираться в требованиях законодательства , которые предъявляются к перевозке грузов автомобильным транспортом , нет никакого желания .

Итог закономерен – повышенная убыточность при страховании грузов , вероятно , способствовала правильному управленческому решению руководством компании – расторгнуть с данным « специалистом » трудовой договор .

Причина на поверхности – отсутствие заинтересованности специалиста в положительном конечном финансовом результате компании не дает осуществлять внедрение новых цифровых систем , способных снижать риски в грузоперевозках . Убытки , подтвержденные судебной практикой , которые на поверку элементарно возможно было предотвратить , – « специалисту » были и будут безразличны .

Увы , сотрудница , сменив место работы , продолжает свою трудовую деятельность уже в другой страховой компании на аналогичной должности . Поставьте себя на место акционера и попробуйте догадаться , к какому финансовому результату приведет подобная деятельность ?

По сути – это не « дополнительный сервис и приятный бонус », а красивый блеф со стороны продавца страховой услуги . Проверка привлекаемых экспедитором контрагентов , собственников или владельцев транспортных средств с наемными водителями силами кого‐то там несет огромные риски . Как итог – сформировать данную иллюзию на встрече представителю страховой компании у нас не удалось .

Страховая компания очень оригинально , двусмысленно , а по большей части некомпетентно , трактует Федеральный закон « О транспортно-экспедиционной деятельности ». Трактовка данного законодательного акта просто не выдерживает никакой критики , когда начинаешь вдаваться в подробности . Зачастую страховщик путает перевозчика и экспедитора , абсолютно не разделяет законодательство , которым предусмотрена деятельность и того и другого . Я тактично промолчу про правила транспортно-экспедиционной деятельности – о них даже никто не вспоминает , когда ведут переговоры . Складывается такое ощущение , что про этот законодательный документ просто забывают , когда предлагают такие услуги .

Представитель страховой компании , который проводил с нами встречу , абсолютно не разобрался в элементарном , а именно : в Федеральном законе « О транспортно-экспедиционной деятельности ». Именно отсюда возникли все проблемы страховщика на переговорах с потенциальным клиентом . Договор страхования грузов и должен соответствовать правилам страхования , соответствовать требования законодательства Российской Федерации в грузоперевозках , быть абсолютно прозрачным и не иметь никаких двойных стандартов .

К сожалению , в большой своей части при осуществлении практической деятельности сталкиваешься с тем , что этого нет . Все сознательно сделано с точностью до наоборот – никакой прозрачности , всюду двусмысленные формулировки , отсутствие некоторых документов и т . п . Возникает вопрос : как же вести совместную деятельность со страховой компанией , выплачивать ей страховые премии за оказанные услуги , если изначально страховая компания не дает ясного понимания – за что , при каких условиях , на основании каких документов она будет производить выплаты в случае наступления страхового случая ? Проще говоря – платить за убытки .

Как итог данной встречи : даже до тарифов данной услуги не дошли – какой смысл о них вести диалог , если изначально у самого страховщика нет понимания в элементарных вещах , ( а ведь он целую компанию представляет !)?

И это еще не вся проблема , так как сотрудник страховой компании , представлявший ее интересы на встрече , занимает большую должность в этой компании , имеет звания и регалии . Сотрудник с гордостью заявлял , что договор страхования грузов он сам лично разрабатывал , а на простой вопрос : « Почему рассказываете на встрече одно , а пишете в договоре и правилах другое ?» – не нашелся что ответить . На предложение изменить формулировки в договоре прямо на встрече – оказался не готов .

Страховщик имеет право вносить корректировки в договор – и не делает этого , а ведь это с нами не простой менеджер по продажам вел переговоры , это сотрудник уровня топ-менеджмента , но если это « топ » – что же тогда требовать с его подчиненных ? Данный сотрудник еще лекции читает студентам , с его слов . Я представляю , какие знания получают и потом пытаются применять на практике люди , получившие от него подобную информацию … Тут надо посидеть , помолчать , подумать .

В большинстве случаев описанный эпизод из моей практический деятельности показывает следующее : представители страховых компаний из отдела по продаже данной услуги ( да и не только из этого отдела ) не хотят разбираться в законодательстве , регламентирующем деятельность транспортных компаний .

Подобным образом ведут переговоры большинство представителей страховых компаний . Путают экспедитора с перевозчиком , не могут ясно и четко рассказать , какие им нужны документы , и отразить это документально , называют экспедитором организацию , не выполняющую требований законодательства по оформлению документов , которая по факту является агентом , не могут раскрыть требования о порядке и правилах привлечения третьих лиц и т . д . Как можно покупать такие услуги – вопрос отдельный .

Продолжение следует .

Вам пришли не предложить защиту ваших интересов , а продать то , что вам изначально не надо