Журнал "Директор по безопасности" Февраль 2020 | Page 20
ЕСТЬ РЕШЕНИЕ
Аналитика как
системообразующая
технология
инновационного
развития и системы
безопасности
ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВ
E-mail: managervit@mail.ru
С
егодня аналитика стала неотъ-
емлемым компонентом управ-
ления организациями любых
форм собственности, поскольку для
большинства сфер деятельности (биз-
нес, научные разработки, социальные
проекты) крайне важно получать акту-
альные данные и делать на их основе
важные выводы, что вполне является
стратегическим компонентом систе-
мы безопасности за счет оперативно-
го и гибкого обеспечения принятия
управленческих решений. Широкий
спектр вопросов, связанных с методо-
логией, организацией и технологиями
аналитической работы, как междисци-
плинарной научно-практической сфе-
ры деятельности ставит актуальную
цель дальнейшего совершенствова-
ния аналитики как технологии менед-
жмента и обеспечения комплексной
системы безопасности.
В тоже время, текущие проблемы
современной аналитической деятель-
ности довольно специфичны, имеется
общественный запрос на узких (про-
фильных) специалистов-аналитиков,
что требует всестороннего и фунда-
ментального осмысления, так как
влияет на развитие множества сфер
человеческой деятельности.
Понятие «Аналитик» более ши-
рокое, нежели просто эксперт в ка-
кой-либо отрасли знаний. Интеллек-
туальный инструментарий и опыт
практической деятельности аналитика
в разы шире и не ограничивается рам-
ками одного направления. Аналитик
управляет совокупностью интеллек-
туальных технологий, позволяющих
определять скрытые в потоках текущей
информации факторы, тенденции и
закономерности развития обстановки,
а также прогнозировать и формиро-
вать научную основу для эффективных
управленческих действий [1].
Уже на сегодняшний день имеется
множество предпосылок для форми-
рования прочной базы знаний с це-
лью совершенствования аналитиче-
ского направления и выделения его
в отдельную категорию научной дис-
циплины с возможностью интеграции
нескольких специальных дисциплин
и разработки научно-методического
аппарата. Скорее всего, дальнейшее
поступательное развитие может улуч-
шить качество такой работы и выйти
на более высокий уровень в дости-
жении стратегических и тактических
целей государства и организаций, а
также поддержать персональные ка-
рьерные потребности человека, груп-
пы, отдела и т. д.
По мнению современных специа-
листов, основополагающими параме-
трами аналитического интеллекта яв-
ляются [2]:
глубина – способность понимать
сущность событий и фактов (взаимос-
вязи и перспективы развития);
критичность – умение подвергать
сомнению устоявшиеся взгляды, мне-
ния, решения для формирования объ-
ективной оценки событий;
гибкость – способность переклю-
чаться с одной идеи на другую, в том
числе противоположную собственной;
широта ума – способность видеть
взаимосвязи явлений;
быстрота – скорость решения задач;
оригинальность – способность по-
рождать новые идеи, отличные от об-
щепринятых взглядов;
пытливость – стремление доходить
до самой глубинной сути событий;
интуиция – способность предви-
деть ход событий.
Таким образом, аналитические
способности человека можно отнести
к подходам и методам, которые он
использует для определения и оцен-
ки ситуации, чтобы обеспечить опти-
мальное решение текущих и потенци-
альных задач с целью поддержания
бесперебойной деятельности орга-
низации, государства, а также извле-
чения и применения новых знаний в
цикле менеджмента с целью эффек-
тивного их функционирования.
По всей видимости, практически
каждая должность в определенной
степени требует аналитических под-
ходов, но есть и такие профессии,
где аналитические навыки исполь-
зуются ежедневно, и сотрудники без
них попросту не смогут выполнять
свои профессиональные обязанности
должным образом. Поэтому, сложно
представить современные сферы де-
ятельности, где бы не требовались
профессиональные компетенции ана-
литика, в связи с чем, в 2008 г. раздел
«Аналитик» был включен в «Квалифи-
кационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других
служащих», тем самым усилилась роль
и значение аналитической деятельно-
сти в российских условиях [3, 4].
Результативность аналитических
исследований во многом зависит от
правильной их организации в инте-
ресах повышения качества менед-
жмента и снятия множества управ-
ленческих затруднений, что требует
переосмысления многих положений
аналитического подхода в деятельно-
сти аналитика.
Таблица 1. Уровни аналитических данных
(зрелость аналитических данных)
Ценность и сложность
Уровень аналитического метода
аналитических получения информации
данных на базе ключевого вопроса
для соответствующего уровня
1 Описательная аналитика A Что произошло?
2 Диагностическая аналитика B Почему это произошло?
3 Предсказательная
(предиктивная) аналитика C Что произойдет?
4 Предписательная аналитика D Что нужно сделать, чтобы
это произошло?
Рисунок 1. Взаимосвязь ценности информации
со стадиями зрелости аналитики данных
Уровни аналитических данных
D4
4
C3
3
B2
2
A1
1
A
B
C
D
Ценность и сложность
аналитических методов
В таблице 1 представлена зре-
лость аналитических данных, начиная
с описательной и диагностической
аналитики, обращенной в прошлое,
которая стремится до предиктивной
и предписательной аналитики, ори-
ентированной в будущее. На рисун-
ке 1 (на основе информационных
данных таблицы) представлена визу-
альная зависимость каждого уровня
аналитических данных от ценности
и сложности аналитического метода
получения информации на базе клю-
чевого вопроса для соответствующего
уровня, причем каждый более высо-
кий уровень основывается на опыте
предыдущих ступеней и применяется
для выработки оптимальных (наилуч-
ших) аналитических технологий в си-
стеме менеджмента. В данном случае
аналитическая технология может рас-
сматриваться с четырех методологи-
ческих типов (A1, B2, C3, D4), каждый
из которых формируется на основе
другого, исключение составляет тип
A1 – отправная точка, которая требует
менее сложного моделирования дан-
ных по сравнению с более высокими
ступенями. Следовательно, ценность
и сложность каждого последующего
метода значительно возрастают. Это
своего рода пирамида, где каждый
уровень создаeт базу для последующе-
го этапа, накопленные знания ведут к
новому состоянию понимания, опре-
деляя наилучшие направления разви-
тия и оставляя свободу выбора с уче-
том изменяющейся ситуации.
Таким образом, принятие решения
осуществляется на основе полученной
и проанализированной информации
и имеющихся знаний, что способству-
ет качественному процессному подхо-
ду в реализации на практике техноло-
гий предиктивной и предписательной
аналитики.
Если направление аналитической
работы ставит перед собой вопрос
ценности аналитических методов и
стремится к их достижению (A1, B2,
C3, D4), то, соответственно, значи-
тельно повыситься результативность,
даже тогда, когда казалось, что «это
невозможно» при текущих условиях.
Между тем, современные аналити-
ческие технологии продолжают актив-
но развиваться, однако на практике
они не всегда способствуют повыше-
нию качества принятия решений, и
связано это в первую очередь с расту-
щими требованиями к современным
организациям различных форм соб-
ственности, что не позволяет в режиме
оперативного управления обеспечить
прогноз текущих событий и принятие
эффективных решений. Поэтому ис-
пользование технологий непрерывно-
го совершенствования менеджмента,
в основе которых положен процесс-
ный подход предписательной анали-
тики, могут успешно способствовать
решению современных проблем вза-
имодействия в реализации социаль-
но-экономических, технологических и
социально-психологических аспектов,
возникающих в процессе аналитиче-
ской деятельности.
Становится очевидным, что для эф-
фективного формирования аналити-
ческих компетенций, целесообразно:
определить ее структуру, особен-
ности и возможности развития в си-
стеме профессионального обучения;
определить функциональные свя-
зи ее структурных единиц (целевых,
связанных с содержанием, технологи-
ческих, оценочных и научно-теорети-
ческих);
внедрить инновационные техноло-
гические стратегии менеджмента, ко-
торые погрузят сегодняшних и будущих
специалистов в аналитическую работу;
сформулировать инновационные
критерии оценки формирования ана-
литической компетентности.
Резюмируя вышеизложенное, спе-
цифика современной аналитической
работы состоит в том, что она являет-
ся элементом системы менеджмента
для принятия оптимальных управлен-
ческих решений, гибко и оперативно
реагируя на изменение ситуации с це-
лью решения практических задач, как
в масштабе государства, так и отдель-
но, для каждой организации. В связи с
чем, профессиональные компетенции
аналитика должны и дальше совершен-
ствоваться, приобретать большее рас-
пространение, складываться из многих
по направленности и содержанию зна-
ний и навыков, и включать в себя как
минимум:
способность и умение объектив-
но оценивать положительные и отри-
цательные стороны предлагаемого
решения, производить аналитическое
сравнение (анализ и синтез);
способность и умение преобразо-
вывать информацию в знания, анали-
зировать их и эффективно применять;
способность и умение состав-
лять аналитические отчеты различной
сложности и направленности;
способность и умение интерпре-
тировать, систематизировать, крити-
чески оценивать и использовать ин-
формацию;
способность и умение самостоя-
тельно осваивать новые средства об-
щения и работы с информационными
ресурсами;
способность и умение использо-
вать междисциплинарные методы ис-
следования;
способность и умение професси-
онально отстаивать свои аналитиче-
ские результаты;
способность и умение осущест-
влять регулярный мониторинг пере-
довых научных достижений;
способность и умение самостоя-
тельно расширять свой портфель анали-
тических инструментов исследований;
способность и умение визуали-
зировать и научно интерпретировать
полученные данные.
Использование совокупности ин-
теллектуальных аналитических техно-
логий и является ключом к одной из
основных тенденций развития совре-
менных организаций, наблюдаемых
сегодня – стремлению к действенному
пониманию информационных пото-
ков и поиску наиболее эффективных
технологий по обработке поступаю-
щих данных, чтобы максимизировать
производительность труда и обеспе-
чить безопасность в различных сфе-
рах социальной деятельности.
Необходимо также принимать во
внимание и тот факт, что рост ин-
формационных потоков данных неу-
клонно растет, объемы окружающей
нас информации угрожающе увели-
чиваются и избыток информации, так
же как и ее недостаток, представляет
собой серьезную проблему для чело-
вечества. Следовательно, профессио-
нальные компетенции аналитика ста-
новятся все более востребованными и
актуальными как в государственном,
так и в частном секторе рынка.
Именно поэтому, аналитика – это
уникальная технология, у которой ши-
рокий потенциал развития на различ-
ных уровнях и в различных формах
инновационного менеджмента, за ее
практическим применением много-
обещающее будущее, ведь безопас-
ность и аналитика имеют взаимосвя-
занные цели, тесно переплетаются с
обеспечением устойчивости и посту-
пательным развитием.
Литература
1. Курносов Ю.В. Аналитика как интеллекту-
альное оружие. – М.: РУСАКИ, 2012 г. – 613 с.
2. Махов С.Ю. Аналитика безопасности [Элек-
тронный ресурс]: учебное пособие. – Орел:
МАБИВ, 2013 г. – 239 с.
3. Килин А.П. Информационно-аналитиче-
ская деятельность в органах государственного
управления субъектов Российской Федерации
[учеб. пособие]. – Екатеринбург: Изд-во Урал.
ун-та, 2014 г. – 154 с.
4. Постановление Министерства труда и соци-
ального развития Российской Федерации от 21
августа 1998 г. № 37 «Об утверждении Квали-
фикационного справочника должностей руко-
водителей, специалистов и других служащих».
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://
docs.cntd.ru/document/58839553 [Дата обраще-
ния: 10 января 2020 г.].
Широкий спектр вопросов,
связанных с аналитической
работой, ставит актуальную
цель дальнейшего
совершенствования
аналитики как технологии
менеджмента и обеспечения
комплексной системы
безопасности