Журнал "Директор по безопасности" Февраль 2020 | Page 10
Чтобы унифицировать
процесс и сделать оценку
квалификации специалистов
прозрачной и единообразной
процедурой, государство
разработало национальную
систему квалификаций
Принципы независимой оценки:
добровольность, доступность; открытость;
компетентность оценки, подготов-
ленные эксперты из реального сектора,
единые процедуры, методики и оценоч-
ные средства;
исключение конфликта интересов,
дискриминации и принятия пристраст-
ных решений;
право соискателя на апелляцию,
помощь в подготовке, конфиденциаль-
ность персональных данных;
поддержка работодателей в оценке
персонала.
Участники системы независимой
оценки квалификации:
Регуляторы:
Национальный совет при Президен-
те Российской Федерации по профессио-
нальным квалификациям;
Министерство труда и социальной
защиты Российской Федерации;
Национальное агентство развития
квалификаций;
Исполнительные органы:
Советы по профессиональным ква-
лификациям;
Центры оценки квалификаций;
Пользователи:
Работодатели;
Соискатели.
Сколько это стоит
Стоимость НОК зависит от сложности
профессии, ее редкости и необходимо-
сти технического оснащения профиль-
ных центров оценки квалификации,
например, дорогостоящим оборудова-
нием, если речь идет о рабочих профес-
сиях. Кроме того, на стоимость влияет
и уровень квалификации. Сумма может
составлять от 5 000 до 150 000 рублей.
Стоимость экзамена устанавливает
Совет по профессиональным квалифика-
циям, и во всех аккредитованных по дан-
ной квалификации центрах оценки эта
цифра будет одинаковой по всей России.
Расходы несет тот, кто заказывает эк-
замен – работник или работодатель.
Внимание!
Закон о независимой оценке квалифи-
кации позволяет работодателям учиты-
вать понесенные вследствие проведения
НОК затраты. Фактически это позволит
снизить размер облагаемой прибыли и,
соответственно, налога.
Если же расходы по прохождению эк-
замена легли на самого работника, то
он вправе претендовать на соответству-
ющий новый социальный налоговый
вычет. После того, как оценка професси-
ональной квалификации завершена, со-
труднику достаточно обратиться в нало-
говую инспекцию, не забыв взять с собой
подтверждающие расходы документы.
Экзамен
Экзамен не просто дает возможность вы-
явить теоретические знания соискателя,
но, главное, показывает – может ли он
применять эти знания в практической
работе. Это возможно благодаря струк-
туре экзамена – он состоит из теоретиче-
ской и практической частей. Для некото-
рых профессий включено портфолио.
Сдача экзамена дает соискателю чет-
кое понимание – в чем не хватает фак-
тических знаний, умений и что требует
внимания для успешной реализации
этих знаний в практической работе.
Специалисты разных уровней ква-
лификации выполняют разные по слож-
ности трудовые функции, обладают раз-
ными компетенциями и опытом работы.
Уровни квалификации, прописанные в
профессиональном стандарте, упоря-
дочивают эти характеристики и дают
работодателю и специалисту четкое по-
нимание, на какой уровень заработной
платы может претендовать соискатель.
Сдавшему профессиональный экза-
мен специалисту выдается документ, ко-
торый подтверждает уровень квалифи-
кации, – свидетельство о квалификации.
Государство создало Федеральный
реестр квалифицированных специа-
листов, который содержит информа-
цию обо всех, кто прошел независимую
оценку квалификации (https://nok-nark.
ru/). И работодатель, и заказчик могут
проверить, подтвердил ли свою квали-
фикацию тот или иной специалист, го-
тов ли он к выполнению порученной
работы и можно ли действительно дове-
рять его профессионализму.
Если официально трудоустроенный
работник не прошел экзамен, то работо-
дателю не стоит спешить его увольнять.
В ТК РФ подобное основание для уволь-
нения не предусмотрено. Потребуются
более веские причины (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК
РФ). Если работник выполняет все свои
обязанности, то несданный экзамен не
будет достаточной причиной для уволь-
нения. Но, такой результат, будет ве-
ским основанием для отказа в повыше-
нии и направления сотрудника на учебу.
Когда экзамен завалил соискатель на
должность, то принять его на работу ор-
ганизация не имеет права. В противном
случае будет нарушен закон, ведь нани-
матель должен следовать требованиям
профессиональных стандартов.
Независимая оценка дает
соискателям:
Документальное подтверждение про-
фессиональной квалификации и соот-
ветствия профстандарту.
Внесение в общероссийский Реестр
квалифицированных специалистов.
Расширение возможности трудоу-
стройства и повышение востребованно-
сти на рынке труда.
Обеспечение психологического
комфорта и уверенность в собственных
возможностях.
Определение линии дальнейшего
повышения квалификации и карьерного
роста.
Независимая оценка дает
работодателям:
Применение профстандартов в части
требований к квалификации работника,
в соответствии с Постановлением Пра-
вительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584
«Об особенностях применения профес-
сиональных стандартов…»
Возможность подтвердить репута-
цию компании, доказав наличие квали-
фицированного персонала.
Проверка компетенций сотрудни-
ков согласно содержанию профессио-
нальных стандартов.
Повышение эффективности внутрен-
них процедур управления персоналом,
трудовых отношений с работниками.
Оформление на работу только компе-
тентных и мотивированных сотрудников.
Квалификационные требования к
претендентам всегда есть в конкурсной
документации к тендерам. Наличие у со-
трудников свидетельства о квалификации
уже в ближайшем будущем станет конку-
рентным преимуществом для заказчиков
тех или иных видов работ и услуг.
Ответственность работодателя
в сфере профстандартов
Вопрос ответственности относится к
требованиям трудового законодатель-
ства. Орган, который уполномочен про-
водить контрольные мероприятия за
соблюдением требований трудового
законодательства – инспекция труда.
Поэтому при проведении контрольных
мероприятий ГИТ виновные лица могут
быть привлечены к административной
ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Напомним, что с 01.01.2015 г. адми-
нистративные санкции за нарушение
требований трудового законодательства
были сильно увеличены по сравнению с
предыдущими годами.
С одной стороны, нарушение поряд-
ка применения профессиональных стан-
дартов подпадает именно под ч. 1 этой
статьи – общие нарушения. В данной
части предусмотрены не очень страш-
ные санкции – предупреждение или на-
ложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 1000 до
5000 рублей; на юридических лиц – от
30 000 до 50 000 рублей. Однако при по-
вторном аналогичном правонарушении
санкции будут значительно жестче – на-
ложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 10 000 до
20 000 рублей или дисквалификация на
срок от года до трех лет, на юридических
лиц – штрафа от 50 000 до 70 000 рублей.
Проанализировав эти положения,
можно прийти к выводу, что первая про-
верка обойдется компании не очень «до-
рого», но сам факт применения первого
административного взыскания по такому
основанию приводит к тому, что повтор-
но на таком нарушении уже ловиться
будет нельзя. Так как при повторном на-
рушении не просто выше размеры адми-
нистративного штрафа, но и возможно
применение такого вида административ-
ной ответственности, как дисквалифика-
ция на срок от одного года до трех лет.
Напомним, при вынесении дисква-
лификации виновному лицу могут за-
претить тот вид профессиональной дея-
тельности, который он осуществляет и в
рамках которого к нему было примене-
но такое административное наказание
(ст. 3.11 КоАП РФ). При этом с дисква-
лифицированным лицом должен быть
прекращен трудовой договор (если его
нельзя перевести на другую работу, ко-
торую ему разрешено осуществлять) по
п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. При последующем
трудоустройстве на работу работодате-
ли обязаны проводить проверку соиска-
телей на дисквалификацию согласно ст.
32.11 КоАП РФ. Поэтому такая «слава»
может сильно подпортить репутацию лю-
бому руководителю или ответственному
специалисту.
Таким образом, невыполнение тре-
бований трудового законодательства в
части применения профессиональных
стандартов – дело достаточно рискован-
ное. Обратите внимание: мы рассмо-
трели ситуацию, когда при проведении
проверки инспектор привлекает вино-
вное лицо к административной ответ-
ственности именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП
РФ. Но в ч. 3 ст. 5.27 прописан специаль-
ный состав, по которому предусмотрена
административная ответственность за
ненадлежащее оформление трудового
договора. При этом под ненадлежащим
оформлением трудового договора пони-
мается нарушение формы, количества
экземпляров и требований к содержа-
нию договора.
Одним из требований применения
профессиональных стандартов в ст. 57 ТК
РФ является соблюдение наименования
должности (профессии) в соответствии
с требованиями соответствующего про-
фессионального стандарта и прописание
конкретного вида поручаемой сотрудни-
ку работы (что также напрямую зависит
от вида профессиональной деятельности,
в рамках которой он трудится). То есть
нарушение этих требований потенци-
ально несет угрозу, что инспектор труда
при проверке привлечет виновных лиц к
административной ответственности не
по ч. 1 ст. 5.27, а по ч. 3 этой статьи. Там
санкции гораздо серьезнее.
При первой инспекционной провер-
ке это может быть наложение админи-
стративного штрафа на должностных
лиц в размере от 10 000 до 20 000 ру-
блей; на юридических лиц – от 50 000
до 100 000 рублей. А при второй ин-
спекционной проверке и выявлении
аналогичных нарушений, за что ви-
новные лица уже привлекались к ад-
министративной ответственности, на
должностных лиц – дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет; на
юридических лиц – наложение штрафа
от 100 000 до 200 000 рублей. Этот риск
уже значительно серьезнее.
При этом каждый работодатель дол-
жен понимать, что привлечение к ад-
министративной ответственности не
снимает с него обязанности исправить
найденные нарушения.
Законодательная база
Федеральный закон от 03 июля 2016 г.
№ 238-ФЗ «О независимой оценке ква-
лификации».
Федеральный закон от 03 июля 2016 г.
№ 239-ФЗ «О внесении изменений в Тру-
довой кодекс Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона
«О независимой оценке квалификации».
Федеральный закон от 03 июля
2016 г. № 251-ФЗ «О внесении измене-
ний в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации в связи с приня-
тием Федерального закона «О независи-
мой оценке квалификации».
Федеральный закон № 122-ФЗ «О
внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации и ст. 11 и 73 Фе-
дерального закона «Об образовании в
Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г.
№ 597 «О мероприятиях по реализации
социальной политики».
Указ Президента Российской Феде-
рации от 16 апреля 2014 г. № 249
«О Национальном совете при Президен-
те Российской Федерации по профессио-
нальным квалификациям» (в ред. Указа
Президента Российской Федерации от
18 декабря 2016 г. № 676).
Постановление от 27 июня 2016 г.
№ 584 «Об особенностях применения
профессиональных стандартов в части
требований, обязательных для госу-
дарственных и муниципальных орга-
низаций».
Постановление Правительства Рос-
сийской Федерации от 16 ноября 2016 г.
№ 1204 «Об утверждении правил про-
ведения центром оценки квалификаций
независимой оценки квалификации в
форме профессионального экзамена».
Распоряжение Правительства Рос-
сийской Федерации от 03 ноября 2016 г.
№ 2348-р «Об осуществлении от имени
Российской Федерации функций и пол-
номочий учредителя автономной неком-
мерческой организации «Национальное
агентство развития квалификаций».
Приказ Министерства труда и со-
циальной защиты Российской Федера-
ции от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об
утверждении требований к центрам
оценки квалификаций и Порядка отбора
организаций для наделения их полно-
мочиями по проведению независимой
оценки квалификации и прекращения
этих полномочий».
Приказ Министерства труда и со-
циальной защиты Российской Федера-
ции от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об
утверждении положения об апелляцион-
ной комиссии по рассмотрению жалоб,
связанных с результатами прохождения
профессионального экзамена и выдачей
свидетельства о квалификации».
Приказ Министерства труда и со-
циальной защиты Российской Федера-
ции от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об
утверждении положения о разработке
наименований квалификаций и требо-
ваний к квалификации, на соответствие
которым проводится независимая оцен-
ка квалификации».
Приказ Министерства труда и со-
циальной защиты Российской Федера-
ции от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об
утверждении образца заявления для
проведения независимой оценки ква-
лификации и порядка подачи такого за-
явления».
Приказ Министерства труда и соци-
альной защиты Российской Федерации
от 12 декабря 2016 г. № 725н «Сборник
нормативных правовых документов «Об
утверждении формы бланка свидетель-
ства о квалификации и приложения к
нему, технических требований к бланку
свидетельства о квалификации, поряд-
ка заполнения бланка свидетельства о
квалификации и выдачи его дубликата,
а также формы заключения о прохожде-
нии профессионального экзамена».
Приказ Министерства труда и соци-
альной защиты Российской Федерации
от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверж-
дении порядка формирования и ведения
реестра сведений о проведении незави-
симой оценки квалификации и доступа
к ним, а также перечня сведений, содер-
жащихся в указанном реестре».
Приказ Министерства труда и со-
циальной защиты Российской Федера-
ции от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об
утверждении порядка осуществления
мониторинга и контроля в сфере неза-
висимой оценки квалификации».
Использованные материалы:
- http://www.delo-press.ru/articles.php?n=20267
- http://www.цокпермь.рф
- https://nark.ru/
- https://kontur.ru/
Федеральный реестр
квалифицированных
специалистов содержит
информацию обо всех, кто
прошел независимую оценку
квалификации