Журнал "Директор по безопасности" Июль 2020 | Page 18

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ Безопасник будущего: используйте новые технологии во благо! СЕРГЕЙ МАЛЮТЕНКОВ, управляющий партнер ГК «Император» Как-то у меня были назначены две встречи в один день. Директора по безопасности двух торговых сетей решили обсудить одну из наших услуг – аналитику кассовых операций. Суть услуги в том, что видеоаналитик удаленно с помощью набора цифровой экспертной системы находит случаи хищений и ошибок со стороны кассиров на любых объектах, где имеются кассы. Утром я уже сижу в кабинете руководителя департамента по предотвращению потерь довольно крупной федеральной сети магазинов FMCG сегмента. Коллега внимательно слушает, записывает, отмечает. В конце спрашивает: «Правильно ли я понял, что для выполнения своей услуги вы все же используете человека – видеоаналитика?» Выясняется, что мой собеседник ищет решение, где всю работу выполняла бы программа. Потому что человек, по его мнению – это слабое звено. Через несколько часов я уже в другом кабинете. Напротив – директор по безопасности сети, похожей на первую по формату и количеству магазинов. Слушает вполуха, периодически отвлекаясь на свои дела. Очень занятой человек. Сразу выносит вердикт: «У нас эта задача решена. Нам не нужны никакие программы и видеокамеры. Наши контролеры сами находят все нарушения». Короче – разговор закончен, до свидания! Так кто же эффективнее – человек или машина? Напрашивается очевидный ответ – истина посредине. Про технику – более-менее понятно. Новые программы и оборудование появляются все чаще и чаще. Сами разработчики трубят о них еще до начала продаж на разнообразных выставках и конференциях. Примечательно, что чем «инновационнее» техника, тем важнее ее «подстраховывать» человеком. Почему? Потому что сегодня инновации создаются, главным образом, в софтовых решениях. Их производители участвуют в конкурентной гонке за покупателем и не тратят время на качественное тестирование и доведение решений до ума. Поэтому инновации на первых порах (когда они и являются по сути инновациями) ненадежны и малофункциональны. Можно привести в пример те же системы распознавания лиц или системы контроля выкладки товаров на полках магазинов – без участия пользователя система выдает слишком много ложных срабатываний. Что же это за человек, которому достанется роль пользователя-эксперта инновационных технических решений? Думаю, ключевое слово – эксперт. Я постараюсь доказать, что это слово может стать спасительным в ближайшие годы для многих коллег, руководящих службами безопасности в различных отраслях. Большинство директоров по безопасности в беседе со мной соглашаются, что большую часть времени тратят на рутину, не требующую специальных знаний. Это разные формы административной работы: сбор данных, классификация потерь, выявление ответственных, принятие стандартного решения и проверка его исполнения. Большую часть этих операций в скором времени будут выполнять машины. Это данность. Так же, как скорое сокращение водителей, охранников, пожарных, бухгалтеров, юристов и представителей других уважаемых и не очень профессий. Вспомним такие популярные профессии, как счетовод, схемотехник, почтальон, водитель таксопарка… Где эта армия тружеников? Она не разбита, конечно, но понесла большие потери. Часть героев «сменили погоны» и нашли себя в других местах. Какую бы сферу мы ни назвали, в любой из них найдется место машине, которая если не заменит человека, то возьмет на себя значительную часть его работы. Экс-глава исследовательских подразделений Apple, Microsoft и Google Ли Кай-фу заявил, что в ближайшие 15–20 лет технологии искусственного интеллекта вытеснят 40% рабочих мест по всему миру. В группе риска и «рабочие» специальности, и интеллектуальные. Обеспечение безопасности на предприятии имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что потери и их предотвращение – всегда живой процесс. Хорошие сотрудники найдут хорошие способы испытать работоспособность внедренной системы безопасности на своем предприятии. А хороший руководитель по безопасности найдет способ противостоять этим попыткам. Я вспоминаю случай из своего опыта, когда кассиры одной из торговых сетей после ввода карт лояльности каждый день придумывали новые способы отовариться за счет невнимательных покупателей в ответ на выявляемые нами способы мошенничества. Мы, конечно, победили. Но были изрядно удивлены креативностью и расторопностью кассиров. Быстро меняющиеся процессы тоже автоматизируются. Но для их алгоритмизации и оцифровки требуется постоянное участие эксперта. Никакой программист не обладает теми знаниями, которыми обладают директора по безопасности и их подчиненные. Эти знания, требующие большого опыта оперативной работы, управления ей, системного видения и творческого подхода в поиске решений новых задач. Вот здесь, на мой взгляд, и открывается новый фронт борьбы с хищениями и нарушениями для сегодняшних директоров по безопасности. Появляется прекрасная возможность отдать надоевшую рутину машине, которая (давайте признаем) намного лучше справится с этой работой. Она не болеет, не требует отдыха, дополнительных премий или отгулов. Оставим себе то, о чем многие из нас когда-то мечтали – делать что-то полезное и интересное; то, что можем сделать только мы – эксперты. Каждый в своем направлении, используя свой уникальный опыт. Давайте решим, что отдадим машине, а что оставим за собой. Машина обладает колоссальным быстродействием. Но решит ли увеличение скорости вычислений все вопросы? Мне нравится такой ответ: «Представьте себе, что вы внезапно начали думать в 100 раз быстрее остальных людей. Значит ли это, что вы легко будете способны уговорить любого прохожего отдать вам свой кошелек?» Машина сильнее в тактических ходах, а человек – в стратегии, он может обыграть машину, просто перепрыгнув через забор в то время, как машина будет искать самый короткий и безопасный путь на ту сторону. Машина простую ситуацию понимает хуже, чем сложную. Ей легче, когда много данных, а состояние запутанное. Машина не умеет работать без четких ориентиров и целей. И, напротив, человек в какой-то момент оказывается бессилен перед цунами из данных и событий. Ряд ученых предсказывает довольно скорое наступление сингулярности – состояния, когда алгоритмы принятия решений настолько сложны, а поток информации так велик, что человек перестает понимать и осознавать ситуацию вокруг себя. Машина не понимает, что такое смысл, что такое опасно, что такое риск (в человеческом понимании). Она приучена отражать конкретные угрозы. Эксперт в этой ситуации способен определить возможные контексты нарушения, оценить риски, на которые может пойти нарушитель. Машина не устает, поэтому она всегда будет более внимательной, чем человек. Она эффективно находит те нарушения, которые были совершены злоумышленником без «должной осмотрительности». Машина не понимает, что может находиться под «атакой» – она просто решает очередную математическую задачу. Отсюда фантастическая, нечеловеческая защита от эмоциональных манипуляций со стороны человека. Машина мыслит вариантами, а человек – идеями. Конечно, специалисту по безопасности необходимо точно оценивать ситуацию и ее последствия. Это часть профессии. Но человек не должен считать все варианты. Человек может оценивать картину в целом. В конечном итоге искусственный интеллект мыслит математическими моделями. И здесь возникает парадокс. В рамках конкретной модели машина может не найти оптимальное решение. Но это не значит, что оно не существует. Для таких ситуаций как раз и нужен эксперт! Чтобы попытаться найти решение, которое выходит за рамки обычного или предсказуемого, машинного поведения. В шахматах есть понятие «интуитивная жертва» – только человек может поступить нелогично в тактическом плане для достижения стратегической победы. Нам всем следует менять парадигму мышления. Я хочу напомнить, как создавались первые самолеты. Первые конструкторы пытались создавать свои машины похожими на птиц. Пионеры авиации считали, что с точки зрения управления полет не отличается от перемещения по поверхности земли, кроме того факта, что транспортное средство находится над ее поверхностью. Конструкторы искали неуловимый идеал «неотъемлемой стабильности», полагая, что пилот летательного аппарата не будет способен реагировать достаточно быстро на порывы ветра, чтобы фактически применять механическое управление полетом. Братья Райт, напротив, хотели, чтобы пилот имел абсолютный контроль над своим аппаратом. Они перестали имитировать птиц и приступили к изучению аэродинамики. Райт сосредоточились на изучении вопросов управления летящим аппаратом, вместо того чтобы находить возможность устанавливать более мощные двигатели, как это делали другие экспериментаторы. Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими трех осей вращения самолета. Они стали первыми, кто смог управлять полетом в воздухе и поддерживать равновесие самолета. Удивительно, как перекликается ситуация с сегодняшним днем! Часть из нас пытается нащупать «идеал стабильности» в новой реальности, используя старые инструменты и парадигмы. Многие считают, что человек не в состоянии управлять таким большим объемом данных, которые сейчас стали доступными. Вызов сегодняшнего дня – начать осваивать цифровую динамику. Искать оси вращения для обеспечения управляемого пилотирования в новом цифровом пространстве. И это действительно не так легко – поскольку осей вращения в этом цифровом пространстве намного больше трех! Что же делать? Не бояться. У части из нас присутствует страх. Кто-то боится того, что недостаточно технически подкован. Кто-то не так хорошо разбирается в программных продуктах. Кто-то не понимает модных слов – искусственный интеллект, нейронные сети, трансформация и цифровизация. Послушайте! Никто не ожидает от нас того, что мы переучимся в разработчиков, инженеров по знаниям, программистов или аналитиков больших данных. Для этих задач существуют иные люди – со специальным образованием и опытом внедрения. Но эти люди всегда будут нуждаться в вас – экспертах! Они должны уметь слушать и слышать то, чем вы можете с ними поделиться. Поэтому ищите в своих компаниях людей, проекты, пилоты, которые начинают вовлекаться в работу по управлению знаниями и созданию экспертных технических систем своего предприятия. Ищите свое место на новой для себя территории – там, где встречаются техника, информационные технологии, межличностные коммуникации, творчество и, конечно, ваше экспертное мнение о безопасности. Не боритесь с прогрессом, доказывая свою незаменимость, а идите с ним в ногу или еще лучше – на полшага вперед! Мы уже там! Ждем вас..