Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 12
Важно! Криминальных посяга-
тельств не стало меньше. Настало вре-
мя мошенничества. Обман в торговле
присутствовал всегда, но в самосто-
ятельную «отрасль» мошенничество
выделилось сравнительно недавно,
в XIV – XVI веках и стало вытеснять
насилие. Зачем рисковать, если мож-
но завладеть чужим имуществом без
ущерба для себя хорошего?
Отметим еще две тенденции:
Первое, постоянное расширение
функций и влияния государственно-
го аппарата. В контексте статьи это
значит рост значения правоохрани-
тельной системы в сдерживании кри-
минала и защите прав собственности.
Государство очень древний аппарат
(в масштабе истории человечества) и
только несколько последних сотен лет
правоохранительная система стала
защищать интересы собственности во-
обще, а не собственности конкретных
элит. Условный рубеж – Наполеонов-
ские войны.
Второе, риск утраты собственно-
сти всегда возрастает во время ее пе-
ревозки. Здесь пиратство, каперство,
разбой на большой дороге, засады на
Днепровских порогах (путь из Варяг в
Греки) и т. д.
Итоги исторического экскурса:
Право собственности – неотъем-
лемая часть нашей цивилизации. Соб-
ственность присутствовала на всех
этапах развития человечества и сохра-
нит свою роль в обозримом будущем.
Перераспределение собственно-
сти всегда имело непризнанную обще-
ством криминальную составляющую.
В разные времена незаконное пере-
распределение имело разную долю
в общем распределении, но присут-
ствовало всегда и будет актуальным в
обозримом будущем.
Собственник должен уметь за-
щищать свое имущество. Способы за-
щиты меняются, но необходимость
защиты останется актуальной пока
существует собственность. Собствен-
ность уязвима во время перевозки.
Незаконное перераспределение
собственности смещается от преиму-
щественно насильственных к преиму-
щественно ненасильственным спосо-
бам. Да, имеются флуктуации, но тренд
можно признать. В будущем активность
и доля мошенничества будет расти.
Роль государства и правоохрани-
тельных структур в защите собственно-
сти возрастает. Причина этому – мощь
государственного ресурса и систем-
ность принимаемых государством
мер. Ключевое – ресурс и системность.
Для эффективной защиты собственно-
сти необходимо аккумулировать ре-
сурс служб безопасности и переводить
работу на системную основу по приме-
ру государственного аппарата.
Итак, сохранность грузов. Вопрос
остается в фокусе внимания грузов-
ладельцев и перевозчиков со време-
ни появления грузовых перевозок как
отдельной отрасли. Сравним тренды,
перечисленные выше с текущими ана-
литическими данными в Российской
Федерации. Стоит отметить, что офи-
циальной полной статистики потери
грузов по криминальным причинам
нет. Воспользуемся аналитикой про-
екта «ИМПАКТ» предоставляющего ус-
луги аналитики в целях безопасности
перевозок для грузовладельцев и гру-
зоперевозчиков (www.impact.ru.com).
По данным проекта:
Основную угрозу перевозчикам
и грузовладельцам несет мошенни-
чество.
После некоторого спада прошлых
лет наблюдается рост мошеннических
посягательств на перевозимые грузы.
Насильственный захват грузов не-
значителен.
В группе риска не столько доро-
гие, сколько ликвидные грузы, в пер-
вую очередь продукты питания.
Мошенничество в грузоперевоз-
ках дело рук не одиночек, но органи-
зованных групп.
Как видим, тренды совпадают с
фактом.
Во всей полноте встает вопрос –
что делать? Добавим к нему – как объ-
единить ресурсы систем безопасности
участников рынка и перейти к систем-
ным решениям защите собственности
во время перевозки?
Начнем с последнего вопроса: си-
стемное решение это комплекс пра-
вил/стандартов, соблюдение которых
добросовестными участниками рын-
ка снижает потери отрасли до мини-
мальных значений. И такие правила
уже есть. Рынок их знает. Осталось до-
биться исполнения всеми.
Как объединить ресурсы систем
безопасности рынка? Нужно повы-
шать доверие между добросовестными
участниками, создавать коммуникаци-
онную среду, развивать рынок грузо-
перевозок в сторону ответственного
взаимодействия систем безопасности.
Как решать эти вопросы или что
делать? Создавать объединение заин-
тересованных участников рынка по
вопросам безопасности грузоперево-
зок. В таком объединении могут уча-
ствовать любые заинтересованные
стороны – грузовладельцы, транспор-
тно-экспедиционные компании, стра-
ховые компании, складской бизнес,
охранный бизнес и так далее. Список
может быть очень широким.
Такая инициатива есть. В рамках
Совета Профессионалов по цепям по-
ставок создана рабочая группа SCM
Security. Стали инициаторами и вошли
в экспертный совет группы: Илья Смо-
ленцев (учредитель RIFT ADVISORY),
Михаил Алтунин (Директор по безо-
пасности ТК Дентро), Илья Коровин
(Руководитель СБ ТК Веста), Владимир
Мацаль (Директор по безопасности
ООО ОЗОН), Марина Меняйлова (Ру-
ководитель по операционной дея-
тельности в РФ ООО ДХЛ Логистика),
Ревази Табатадзе (Менеджер по раз-
витию бизнеса АО АЛЕРС РУС), Ан-
дрей Кочнев (руководитель проектов
по безопасности цепочки поставок
Леруа Мерлен), Ырысбек Ташбаев (Ис-
полнительный директор Совета Про-
фессионалов по цепям поставок),
Александр Набока (менеджер
специальных проектов ООО Нестле
Россия).
Основы деятельности группы:
Видение: стать единым центром
экспертизы и распространения знаний
в области безопасности цепей поста-
вок в России.
Миссия: объединить усилия добро-
совестных участников рынка по сни-
жению потерь от криминальных по-
сягательств и иных угроз, негативно
влияющих на безопасность и устойчи-
вость цепей поставок в России.
Принципы деятельности:
Соблюдение требований россий-
ского и международного законода-
тельства в области грузовых перевоз-
ок и транспорта.
Открытость и непредвзятость при
ведении деятельности и в отношении
участников рынка.
Использование лучших практик и
международного опыта в реализации
программ и инициатив.
Основы деятельности и организа-
ция группы:
Для вступления в группу необхо-
димо обратиться в Экспертный совет
или к модератору группы SCM Security
в Facebook.
Экспертный совет вправе запро-
сить карточку организации (для ЮЛ/
ИП), профессиональные данные (для
независимых экспертов).
Группа ведет реестр участников.
Миссия и инициативы формиру-
ются в зависимости от текущих реалий
рынка, предложений членов Совета и
обновляются по мере необходимости.
Группа поощряет развитие дело-
вых контактов между своими участни-
ками, но не занимается рекламой.
Группа отличает новостной и ин-
формационный контент от рекламы.
Инициативы группы:
Разработка/внедрение правил/
стандартов/требований безопасности
в логистике и их развитие до уровня
императивов деловой этики.
Внедрение международного опы-
та защиты цепей поставок и стан-
дартов безопасности в практику
оте-чественных грузовладельцев и
грузоперевозчиков.
Сбор, анализ и предоставление
участникам группы и Совета Профес-
сионалов актуальной и полноценной
статистики потерь в цепях поставок.
Развитие обмена информацией о
способах и методах преступных пося-
гательств и противодействия им.
Изучение способов и моделей не-
законного завладения грузами. Разра-
ботка мер защиты от криминальных
посягательств.
Формирование библиотеки зна-
ний, ведение базы политик и проце-
дур по безопасности.
Внедрение единых принципов до-
стижения безопасности в цепочке гру-
зовладелец – перевозчик – грузополу-
чатель с учетом передовых практик.
Формирование навыков всесто-
ронней оценки рисков в грузопере-
возках для обоснованного выбора
адекватных мер защиты.
Повышение осведомленности
участников группы о текущих и потен-
циальных рисках.
Осуществление информационных
и образовательных программ.
Важно! Внедрение экономических
показателей оценки эффективности
мер безопасности.
Повышение информационной
безопасности с учетом растущих кибе-
ругроз.
Группа приглашает в свои участ-
ники заинтересованные стороны.
Участниками могут стать как как юри-
дические, так и отдельные люди –
носители экспертизы в сфере интере-
сов группы.
В рамках ограниченной статьи
сложно отразить весь спектр вопро-
сов обсуждаемой темы. Автор пригла-
шает всех заинтересованных в группу
SCM Security для более подробного
обсуждения вопросов и возможностей
в сфере защиты грузоперевозок.
НУЖНО ПОВЫШАТЬ ДОВЕРИЕ МЕЖДУ
ДОБРОСОВЕСТНЫМИ УЧАСТНИКАМИ,
СОЗДАВАТЬ КОММУНИКАЦИОННУЮ
СРЕДУ, РАЗВИВАТЬ РЫНОК ГРУЗОПЕ-
РЕВОЗОК В СТОРОНУ ОТВЕТСТВЕННО-
ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ БЕЗО-
ПАСНОСТИ