Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 11
ТЕМА НОМЕРА: КАДРОВАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность
перевозок. Тренды.
Системные решения.
Инициативы
и возможности
АЛЕКСАНДР НАБОКА,
менеджер специальных проектов
ООО Нестле Россия
Ч
еловеческая цивилизация –
многомерный и противоречи-
вый процесс. На первый взгляд
череда событий хаотична, а наступле-
ние того или иного факта определяет
случай и закономерных связей вроде
бы нет. Конечно, это не так. История
не только изучает прошлое, но и по-
могает прогнозировать будущее. Для
правильного прогноза необходимо
выбрать правильный инструмент.
Современная наука предлагает
обширный инструментарий для ка-
чественного (местами и для количе-
ственного) анализа мировой истории.
Разные инструменты дают разные сре-
зы общественной жизни в разные эпо-
хи и в разных отраслях человеческой
деятельности.
Классический подход к изложе-
нию истории присутствует в школьных
учебниках. Там историю рассматри-
вают как историю возникновения и
развития государств (именно государ-
ственных аппаратов с некоторыми ва-
риациями). А вот, например, замеча-
тельный советский историк, этнолог
и философ Лев Николаевич Гумилев,
создатель пассионарной теории этно-
генеза, определял историю общества
как последовательность возникно-
вения, развития, взаимодействия и
смерти этносов, что совсем не равно
истории государств или стран. Более
того, он увязывал жизнь этносов с ге-
ографическими условиями в конкрет-
ный исторический период, откуда и до
количественных оценок совсем близ-
ко. Представители технократии утвер-
ждают, что история человечества – это
история технических революций и не-
прерывного совершенствования тех-
нологий (помним – колесо, паровая
машина, атомная энергия, ЭВМ). Карл
Маркс и его последователи представ-
ляли историю людей как череду обще-
ственно-экономических формаций –
рабовладельческой, феодальной, ка-
питалистической. Есть культурологи-
ческие измерения, есть антропологи-
ческие и… список теорий, взглядов и
методов вскрытия исторических за-
кономерностей можно продолжать и
продолжать.
В рамках этой статью попробуем
спрогнозировать риски и тренды защи-
ты перевозимого имущества в сфере
грузовых перевозок. В качестве инстру-
мента анализа выберем понятие «соб-
ственность». Нас будет интересовать
взгляд на историю общества через при-
зму собственности и борьбы за нее.
При этом, мы не станем следовать Кар-
лу Марксу и прочим экономистам, у ко-
торых «собственность» понятие весьма
абстрактное. Нас интересует история
конкретных прав на конкретные арте-
факты материальной культуры.
Итак, историю общества можно ис-
следовать разными методами, в том
числе, и как историю создания соб-
ственности с одной стороны, распре-
деления и перераспределения этой
самой собственности, с другой.
Возраст понятия «собственность»
оценивается по-разному. С одной
стороны, собственность – неотъем-
лемый атрибут нашей технократиче-
ской цивилизации. Тогда возникнове-
ние права у конкретного индивида на
конкретный предмет можно увязать
с первыми орудиями и предметами
труда, а это австралопитеки и милли-
оны лет тому назад. Оговорка – мы
не знаем социальную организацию
ранних гоминид, мы можем ее только
предполагать, основываясь на этно-
графических исследованиях племен,
оставшихся на ранних стадиях раз-
вития, и однозначно утверждать, что
собственность возникла в те далекие
времена видимо нельзя. Но все-таки
такой подход позволяет определить
нижнюю границу вопроса или пробле-
мы собственности (кому как угодно).
С другой стороны, если привязать
понятие «собственность» к Homo
Sapiens (наш вид, самый молодой,
агрессивный, последний в цепоч-
ке Homo, и точно с собственностью)
можно с достаточно четко опреде-
лить верхнюю границу появления соб-
ственности. Это примерно сорок ты-
сяч лет назад.
Скорее всего уже первобытная об-
щина сапиенсов знала, что и кому в
этой общине принадлежит. А в антич-
ном мире с его рабовладельческим
устройством понятие собственности
присутствовало в полной мере и до-
стигло вершины своего развития в
римском праве! Кстати, римское пра-
во, благодаря Наполеону Бонапарту
лежит в основе правового устройства
многих стран современной Западной
Европы. Начиная с Древнего Рима
право собственности делается священ-
ным мировым понятием, этакой «свя-
щенной коровой» современного ми-
роустройства.
Таким образом, история управле-
ния собственностью (создание, владе-
ние, распределение, перераспреде-
ление) насчитывает минимум сорок
тысяч лет, а если покопаться, то и
больше, вполне возможно миллион и
более лет.
С созданием собственности все бо-
лее или менее понятно. Появились
мастера, появились технологии, ло-
гично предположить, что изготови-
тель становился собственником ору-
дия и так далее.
Если мы посмотрим на перерас-
пределение собственности, то сразу
видим, неоднозначность процесса с
точки зрения современного обыва-
теля (законопослушного, считающе-
го насилие злом, передавшего свою
защиту в руки государства и его пра-
воохранительным институтам). В пе-
рераспределении есть общепринятая
составляющие, например натуральное
хозяйство (изготовление имущества
для себя и владение им), натуральный
обмен, торговля, дарение и прочие
ненасильственные способы, признан-
ные человечеством более или менее
правильными (законными), применя-
емыми открыто и повсеместно.
Есть обратная сторона – насилие
и завладение собственностью неза-
конными способами. Уже во времена
натурального хозяйства существовали
как отдельные индивиды, так и устой-
чивые группы предпринимавшие на-
беги на ближних своих, впрочем, и на
дальних тоже, с целью завладения чу-
жим имуществом (сиречь собственно-
стью). Происходило это по праву силы.
И горе слабому! Отберут все и хо-
рошо если живым оставят. Но если
«слабый» окажется сильнее, то горе
напавшему и… см. предыдущий абзац.
Итак, насилие и «право сильного»
играло значительную роль в перерас-
пределении материальных ценностей.
Можно предполагать, что на ранних
этапах исторического развития доля
насильственного перераспределения
была сопоставима с долей прочих спо-
собов движения нехитрого имущества
раннего человечества. Таким образом,
необходимым условием владения соб-
ственностью, было умение его защи-
щать. Но если ты смог защитить свое
имущество, значит ты сильный и име-
ешь право на чужое. Цепочка вновь за-
мыкалась на «праве сильного».
Общество сотрясалось великим
множеством мелких столкновений и
крупных войн, целью которых была
чужая собственность. Классическим
примером военных набеговых дей-
ствий, где грабеж был самоцелью, а
доблестью почиталось ограбление и
убийство слабого, стали рейды нор-
маннов в страны Западной Евро-
пы. Интерес северян простирался от
территории современной Дании до
Средиземноморских стран. Даже для
средних веков, когда нравы не отли-
чались добродетелью, а человеческая
жизнь считалась сущим пустяком, эти
набеги стали примером кровавого
ужаса и жестокости для «слабого» за-
пада и неимоверного обогащения для
пассионарных скандинавов.
Постепенно насилие начинает при-
обретать все более и более «закон-
ные» формы. Интересный образчик
«правового» оформления грабежа –
каперское право эпохи возрождения.
Как тут не вспомнить Френсиса Дрей-
ка, классического анг-лийского капе-
ра, совершившего между работоргов-
лей и грабежами испанских судов и
колоний, второе кругосветное плава-
ние вслед за Фернаном Магелланом,
впоследствии ставшего лордом и ад-
миралом. Если бы не кругосветка и
открытие пролива Дрейка, причиной
которых стало бегство нашего героя
от испанских сил возмездия в Южной
Америке, а отнюдь не любовь к гео-
графии, вряд ли бы кто-то его вспом-
нил. Ну да, удачливый грабитель с
большой морской дороги, сколько их
таких было…
И все-таки интересно, почему на-
силие стало прикрываться законами,
каперскими и прочими грамотами.
На взгляд автора ответ прост – пасси-
онарность закончилась, цена жизни
пошла вверх, а каперская грамота –
хоть какая-то возможность сохранить
себя в случае неудачного стечения об-
стоятельств.
В эпоху Возрождения и далее мы
видим снижение фактов насильствен-
ного перераспределения собственно-
сти. Конечно, были пики и спады, но
набеги викингов остались в средних
веках, каперство, то есть пиратство
последовательно уничтожалось снача-
ла в Средиземном море, затем в Ат-
лантике, и прочих океанах. Понятие
«бандит с большой дороги» осталось
в прошлом. В новейшей истории неза-
конное перераспределение собствен-
ности становится более гуманным,
если так можно сказать. И это то же
тренд. Даже не в самые лучшие 20-е
годы прошлого столетия Остап Бендер
предпочитал «сравнительно честные»
способы отъема денег у граждан.
СТОИТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ОФИЦИАЛЬ-
НОЙ ПОЛНОЙ СТАТИСТИКИ ПОТЕРИ
ГРУЗОВ ПО КРИМИНАЛЬНЫМ
ПРИЧИНАМ НЕТ