Журнал "Директор по безопасности" Январь 2020 | Page 20

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров Розничная продажа лекарственных средств осуществляется только аптека- ми, ветеринарными организациями и иными субъектами, перечень которых приведен в п. 1 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Иные лица заниматься такой коммер- ческой деятельностью не вправе, по- скольку это является нарушением за- кона, однако следует учитывать, что запрет установлен только для прода- жи, а не для сопутствующих видов де- ятельности, в том числе связанных с информационным сопровождением такой продажи. Определение продажи товаров дис- танционным способом приведено в п. 2 Правил № 612. Такая сделка осу- ществляется по договору розничной купли-продажи, заключаемому на ос- новании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описани- ем товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представ- ленным на фотоснимках или с исполь- зованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе сети Интер- нет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов. Дистанционная продажа также может осуществляться иными спосо- бами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образ- цом товара при заключении такого договора. В п. 20 указанных правил предусмотрено, что договор считает- ся заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного докумен- та, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. В рассматриваемом деле на интер- нет-сайте была размещена информа- ция об аптеках, в которых можно было оплатить и получить предварительно заказанный лекарственный препарат посредством заполнения размещен- ной на сайте формы заказа. Приобре- тение лекарства осуществлялось непо- средственно в аптеке с оформлением кассового чека, удостоверяющего факт заключения договора розничной куп- ли-продажи, а не на сайте предприни- мателя, которые не занимался дистан- ционной продажей товаров. Коммерсант только оказывал по- сетителям своего сайта информаци- онные услуги: так, выбор товаров, в том числе лекарственных средств, осуществляется следующим образом: поиск лекарственного средства, вы- бор нужного товара; бронирование лекарственного средства в конкрет- ной аптеке; оформление заказа, его подтверждение с получением в даль- нейшем информации о ходе исполне- ния заказа. При этом непосредствен- ная покупка лекарственного средства, выбранного на интернет-сайте, осу- ществляется покупателем в аптеке, выбранной им на сайте, оплата то- вара осуществляется на кассе аптеки наличными денежными средствами, платежной картой с использованием сертификатов и иных инструментов. Доказательств того, что предпри- нимателем осуществлялась реализа- ция лекарственных средств вне аптеч- ных организаций, административный орган не представил, а предприни- матель со своей стороны представил условия осуществления бронирова- ния и заказа товаров на своем ин- тернет-сайте, в которых было прямо предусмотрено, что забронирован- ный товар нельзя заказать с достав- кой, его можно только самостоятель- но купить в выбранной аптеке. При таких обстоятельствах суд при- шел к выводу о том, что коммерсант, предлагая лекарственные средства через интернет-сайт, только лишь пре- доставлял услугу по их бронированию на определенное время в конкрет- ной аптеке, выбранной самим по- купателем. Сам договор розничной купли-продажи лекарственного пре- парата в этом случае считается заклю- ченным в момент, когда покупатель явится в аптеку и купит товар. Сово- купность действий, осуществляемых им на сайте предпринимателя, явля- ющегося партнером аптечной сети, не позволяет утверждать о том, что речь идет о совершении сделок купли-про- дажи, поэтому они не являются нару- шением закона (Постановление Арби- тражного суда Уральского округа от 02.12.2016 г. № Ф09-10250/16). Другой вопрос, если предпринима- тель не просто размещает на своем сайте информацию о возможности сделать заказ на последующую покуп- ку в аптеке лекарственного препара- та, а рекламирует свою деятельность именно как продажу лекарств, что не соответствует закону. В рекламе товаров при дистанци- онном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, ме- сто нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фами- лия, имя, отчество, основной государ- ственный регистрационный номер за- писи о государственной регистрации физического лица в качестве индиви- дуального предпринимателя. Такое требование установлено ст. 8 Феде- рального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». В рассматриваемой ситуации, учи- тывая, что предприниматель, разме- щающий информацию о возможности приобрести лекарственный препарат в аптеке, сам не является продавцом, а выступает в качестве посредника, он обязан указать все необходимые сведения о продавце. В ином случае он может быть привлечен к админи- стративной ответственности за нару- шение законодательства о рекламе по ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Восьмого арбитражного апелляци- онного суда от 25.07.2016 г. № 08АП- 6752/2016). Кроме того, с заявлением о при- знании информации о дистанцион- ной продаже товаров, реализация которых таким способом запрещена, противоречащей законодательству РФ может обратиться прокурор на осно- вании ст. ст. 9, 10 и 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных тех- нологиях и о защите информации». Решение суда об удовлетворении та- кого заявления является основанием для включения соответствующего ин- тернет-ресурса в реестр и блокировки доступа к нему (Апелляционное опре- деление Санкт-Петербургского город- ского суда от 28.09.2017 г. № 33-19119/2017). Таким образом, участники граж- данского оборота при осуществлении своей коммерческой деятельности обязаны соблюдать установленные за- коном запреты и ограничения для слу- чаев продажи отдельных категорий то- варов. Если свободная реализация тех или иных товаров запрещена и требует получение специального разрешения, коммерсанты могут в партнерстве с лицензированными участниками рын- ка экспериментировать с различными форматами, если это не противоречит законодательству РФ. В приведенных нами примерах предприниматели, включая операто- ров онлайнг-гипермаркетов и мар- кетплейсов, могут продвигать на своих платформах, в том числе лекар- ственные препараты, вот только не пу- тем продажи, а в виде предоставления возможности выбрать нужный товар, выбрать место его доставки, а затем оплатить и получить в конкретной ап- теке. Учитывая большую насыщенность рынка аптечными организациями, особенно в крупных городах, может возникнуть вопрос, в чем необходи- мость такой услуги, и какова ее дей- ствительная коммерческая ценность? Сотрудник аптеки поможет на ме- сте подобрать нужный товар из имею- щегося ассортимента, даст при необ- ходимости советы и рекомендации, да и сама покупка не отнимет много вре- мени. Между тем возможность заранее оформить онлайн-заказ на покупку ле- карственных препаратов позволит по- купателю сэкономить свое время, опла- тить и получить лекарство в аптеке без очереди или на иных льготных услови- ях, а также избежать навязывания не- нужных товаров, поскольку продавцы могут рекламировать иные лекарствен- ные препараты, сообщая об их боль- шей эффективности. Таким образом, подобный фор- мат дополняет существующий и разре- шенный законом способ реализации лекарственных препаратов, дает ком- мерсантам дополнительно заработать на своих информационных услугах, а фармацевтическим организациям открывает доступ к дополнительному каналу сбыта своего товара.