Журнал "Директор по безопасности" Сентябрь 2021 | Page 18

Перед профессиональным экспедитором встает сложный вопрос : каким образом защитить имущественные интересы своего клиента , свои имущественные интересы и интересы страховой компании ?

ДЛЯ СПРАВКИ

Термин « пылесос » – это из профессионального сленга участников рынка страхования . Подразумевается , что при продаже страховой услуги страховщиком предлагаются потенциальным страхователям по необоснованно низким тарифам без учета рисковых факторов : « история страхователя », профиль деятельности компании , организация бизнес-процессов , потенциальная убыточность . Страховая компания сознательно переносит процесс урегулирования убытков в плоскость судебных разбирательств со страхователем .

Такой подход идет вразрез с институтом страхования и применяется , как правило , для решениякраткосрочных корпоративных задач ( создание огромного потока страховых премий для формирования перед акционерами мнения о положительном результате деятельности менеджеров ). Создание иллюзии положительного финансового результата достигается путем отсрочки выплаты , поскольку судебный порядок разрешения споров значительно длиннее , чем внесудебный .

Одним из явных признаков такого страховщика является отсутствие отдела урегулирования убытков в филиалах или специалиста в филиале , а также отсутствие полномочий директора филиала принимать решение для выплаты возмещения по убыткам страхования грузов ответственности ( экспедиторов , перевозчиков ), либо полномочия есть на принятие решения , но размер их чисто символический .

Необходимо помнить , что осуществление совместного сотрудничества с подобными страховщиками несет огромные риски для небольших как торгово-производственных , так и транспортных компаний .

Из телефонного разговора филиала страховой компании с головным офисом :

1 . Главное – сформировать поток денег …

2 . Не думать , как в случае чего возмещать убытки …

3 . Вообще не думать , как в случае чего возмещать убытки …

Подведу небольшой итог : выстраивание системы взаимного сотрудничества грузовладелец – экспедитор – страховщик дает минимизацию рисков , положительный конечный финансовый результат , направленный на развитие бизнеса всех участников .

Попытка исключить из трехсторонней системы какого‐то участника ведет к увеличению рисковой части со всеми вытекающими отсюда проблемами . Уверен , что в бизнесе гораздо дешевле договориться на берегу , обозначить ясные и четкие правила игры , понятные для всех партнеров , чем потом разбираться в арбитражных судах , доказывая , что « я , именно я – самый умный и однозначно прав , а все остальные не правы ».

Краткие выводы

Страхование ответственности экспедитора является защитой имущественных интересов транспортной компании , а не грузовладельца ;

Отсутствие сопоставления правил страхования с бизнес-процессами в компании ведет к потенциальному отказу в выплатах страхового возмещения ;

Невыполнение правил страхования страхователем – риски неполучения страхового возмещения ;

Документы для доказательства наличия страхового случая должны быть по каждой сделке с поставщиком транспортных услуг ;

Формулировка « иные документы » в правилах страхования – риски отказа в страховом возмещении ;

Страхование груза – защита имущественных интересов грузовладельца ;

Отсутствие обеспечения права суброгации приводит к отказу в страховой выплате ;

Сотрудничество со страховой компанией , осуществляющей продажи по методике « пылесоса » приведет к отказу в страховой выплате ;

При выборе страховой компании необходимо учитывать статистику Центрального банка и судебную практику по данному виду страхования для снижения рисков .

Огромная убыточность говорит о том , что страховая компания осуществляет продажи по методике « пылесоса », а количество судебных разбирательств , в которых страховщик отказывает в выплате страхового возмещения , – лишнее тому подтверждение