Журнал "Директор по безопасности" Сентябрь 2021 | Page 10

Формула проверки Согласно письму ФНС , налоговые органы будут изучать действия налогоплательщика на соответствие стандарту коммерческой осмотрительности на всем протяжении сделки , рассматривая их « в совокупности и взаимной связи ». При этом служба считает нужным дифференцировать требования к проявлению осмотрительности в зависимости от экономической значимости сделки для проверяемой компании .

Обстоятельствам поиска и выбора контрагента уделено особое внимание , налоговые органы будут негативно реагировать на отсутствие у налогоплательщика такой информации . Полезно иметь подтверждения , что контрагент размещает или размещал рекламу в СМИ , имеет сайт , документировать рекомендации партнеров . Отсутствие в открытом доступе сведений , что контрагент ведет реальную экономическую деятельность , – тоже основание для подозрений .

У контрагента должны быть свидетельства , что он способен выполнить условия договора . Например , копии документов , подтверждающих наличие производственных мощностей , квалифицированных кадров , имущества , лицензий , разрешений , свидетельств о членстве в саморегулируемой организации .

Следует иметь и подтверждения контактов с менеджментом контрагента при обсуждении условий и подписании договора . При этом необходимо документальное подтверждение полномочий представителей , надо удостовериться , что сделка совершается с необходимого согласия органа юридического лица , государственного органа либо органа местного самоуправления .

ФНС предупреждает , что инспекторов будет настораживать , если сделка противоречит бизнес-стратегии налогоплательщика (« непрофильная , сверхрисковая ») или проводится с нарушением процедуры согласования , принятой у налогоплательщика , в нарушение его регламентов .

Недопустимым является установление цены сделки существенно ниже рыночного уровня ( при контрактации с « технической » компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте ) или выше рынка ( при встраивании « технической » компании ).

ФНС также будет считать , что заключение договора не соответствует стандарту осмотрительности , если в нем есть условия , отличающиеся от существующих правил и обычаев делового оборота либо от положений аналогичных договоров , заключенных налогоплательщиком . Например , длительные отсрочки платежа , поставка крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения , о штрафных санкциях , размер которых несопоставим с последствиями возможного нарушения .

В договорах не должно быть противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов ( что может свидетельствовать , в частности , о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий ). Это правило касается и документов , которыми оформлено исполнение сделок .

Признаками неосмотрительности налогоплательщика при исполнении договора ФНС также будет считать отсутствие оплаты , использование в расчетах неликвидных векселей , принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу , платежеспособность которого не позволяет получить исполнение в полном объеме . О том же самом инспекторам будет говорить бездействие налогоплательщика в ситуации , когда ему следует защищать свои права , нарушенные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны контрагента .

Сегодня « коммерческая осмотрительность » – это уже многоуровневый анализ , проводимый в сочетании с самой процедурой закупки , организованной с соблюдением всех внутрикорпоративных правил отбора поставщиков

Когда 15 лет назад понятие должной осмотрительности только вошло в обиход , проверки контрагентов воспринимались чаще всего как формальность и для их выполнения вполне хватало регистрационных данных . Сегодняшняя « коммерческая осмотрительность » – это уже многоуровневый анализ , проводимый в сочетании с самой процедурой закупки , организованной с соблюдением всех внутрикорпоративных правил отбора поставщиков .

ФНС не указывает , какими именно источниками надо руководствоваться , должна ли это быть исключительно общедоступная информация , упоминает только с ремаркой « в том числе » сведения , размещенные на официальном сайте службы в формате открытых данных , а также то , что стало « обычно для деловой практики ». Чтобы облегчить задачу риск-оценки , можно воспользоваться специализированными аналитическими инструменты , такие как Индекс должной осмотрительности аналитической системы « СПАРК-Интерфакс ». Эта система использует для анализа каждой компании сотни источников и параметров . Как стандартные – бухотчетность , наличие персонала , лицензий , госконтрактов , залогов , имущества – так и новые , альтернативные : качество сайта ( какой бизнес сегодня возможен без полноценного интернет-представительства ?); интернет-трафик ( активность работы офиса ); платежная дисциплина (« СПАРК- Интерфакс » на эксклюзивной основе получает данные о платежах почти один млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ); участие в системе маркировки товаров « Честный знак » ( признак реальности бизнеса ); использование товарных знаков ( интеллектуальная собственность играет все более важную роль в бизнесе ); факторинг ( участие в подобных финансовых операциях предполагает проверку со стороны банка ); независимые гарантии ( это либо помощь крупных материнских компаний своим « дочкам » в привлечении финансирования , либо господдержка стартапов ); членство в саморегулируемой организации ( это означает , что компания удовлетворяет требованиям , установленным СРО к своим членам ).

Для проверки могут быть полезны еще два сервиса « СПАРК-Интерфакс »: « Регламентные проверки » ( его преимущество еще и в том , что он позволяет фиксировать факт проверки ) и « Налоги » ( расчет налоговой нагрузки и сравнение ее со средними значениями по региону , отрасли , это позволяет убедиться , что компания не находится в фокусе особого внимания ФНС ; отдельные налоги , например , транспортный , сами по себе являются косвенными признаками активности ).

« СПАРК-Интерфакс » собирает также сотни отраслевых источников . Отдельные виды деятельности ( например , строительство ) регулируются в России не через лицензирование , а посредством саморегулируемых организаций ( СРО ). Членство в такой организации , о чем можно узнать в системе « СПАРК-Интерфакс », означает , что компания прошла процедуры проверки и удовлетворяет требованиям , установленным СРО к своим членам .

Если проверка была проведена качественно , у налогоплательщика , как показывает анализ арбитражных дел , есть хороший шанс доказать в суде реальность своих сделок и неправомерность претензий в фиктивности операций . Если же такой проверки не было , то это явный фактор риска сам по себе , так как может являться признаком отклонения от стандартных процедур работы с контрагентами и использования « схемы ».