Журнал "Директор по безопасности" Ноябрь 2021 | Page 11

ТЕМА НОМЕРА : КАДРОВАЯ

:

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ

Перспективы рынка охранных услуг в России . Тренды на 2022 год

Рынок охранных услуг претерпевает изменения , такие как нехватка квалифицированных охранников , с которой столкнулся каждый подрядчик по безопасности ; расширение e-commerce и , как следствие , увеличение количества распределительных центров , нуждающихся в охране . Мы обсудили основные драйверы роста и падения рынка охранных услуг с Дмитрием Логиновым , директором по продажам ГК « Император ».

Дмитрий , расскажите , пожалуйста , каково сейчас количество частных охранных предприятий в России ?

Сложно назвать сразу определенную цифру , т . к . особенность рынка заключается в том , что количество юридических лиц и самих игроков отличается . Зачастую одна компания может иметь 10 – 15 юридических лиц . На доступных интернет-ресурсах можно найти информацию о том , что в России зарегистрировано порядка 20 000 охранных структур , но по факту мы имеем около 1700 организаций .

Насколько сегодня востребованы услуги ЧОПов ?

Охранные услуги будут востребованы , пока есть что охранять . Так что падения спроса можно не ждать , и конкуренция явно не уменьшится . Думаю , в данном ключе можно ЧОПы разделить на два сегмента : первые – те , кто работает на открытом рынке и участвует в тендерах , для них конкуренция важна ; а вторые – это так называемые « карманные » организации , которые открываются под конкретный объект , они вне конкуренции . С точки зрения экономии ресурсов , это может быть выгодно и для владельца бизнеса , пожалуй , достаточно престижно . Однако в таких ситуациях тоже есть свои нюансы . В любом случае , охранных структур , открывающихся под конкретный объект , гораздо меньше , чем обычных .

Какова концентрация охранных компаний по регионам России : в каком регионе их больше всего , и с чем это связано ?

Максимальное количество зарегистрированных охранных компаний сосредоточено в Москве ( порядка 3500 юридических лиц ) – думаю , это вполне ожидаемо . Московский рынок услуг самый большой : там больше всего торговых центров , гипермаркетов . В первую пятерку входят также Московская область , Санкт-Петербург , Свердловская область и Краснодарский край . За ними уже следуют Тюмень , Татарстан , Поволжье .

Опять же , как я говорил ранее , компания может быть зарегистрирована в Москве , а работать в другом регионе или даже по всей стране . Например , ГК « Император » имеет головной офис в Санкт-Петербурге , но работает при этом в Москве и еще в 65 городах России .

Кто сегодня является самым частым заказчиком , какие услуги наиболее востребованы ?

Согласно статистике , безусловно , самая большая доля заказчиков приходится на объекты торговли : ТРЦ , гипермаркеты , магазины у дома . Они занимают 17 – 18 % рынка . Также я бы отметил промышленные объекты , объекты здравоохранения , учебные заведения и банки .

Если говорить о перспективах рынка , то одним из драйверов роста может являться развитие интернет-магазинов . Сегодня у WildBerries и Ozon насчитывается более 5 млн ассортиментных позиций , для которых требуются распределительные центры и пункты выдачи товаров . Представьте , для крупного распредцентра нужно 15 – 20 охранников в смену или больше . Соответственно можно предположить увеличение спроса на такие услуги , как охрана логистических центров и складов .

Вы упомянули драйверы роста рынка охранных услуг , но наверняка есть и проблемы . Что можно назвать драйверами падения ?

Первым из таких драйверов можно назвать дефицит квалифицированных работников , который начался в пандемию . В этом году впервые за долгий период нет « очереди » в заведения , обучающие охранников . В связи с этим можно предположить , что квалифицированных сотрудников с лицензией будет гораздо меньше .

Каковы причины дефицита охранников ?

Это связано с закрытием многих объектов в период локдауна , в том числе и объектов торговли . Сокращение рабочих мест привело к оттоку охранников : кто-то перешел в курьеры , кто-то уехал домой и не стал возвращаться . В Москве , в основном , охрана работает вахтовым методом : люди приезжают из Новгорода , Твери и других городов . И в 2020 – 2021 годах в столице не было ни одного ЧОПа , который бы не испытал дефицита работников .

Помимо этого , количество трудоспособного населения тоже снижается . Существуют прогнозы , что к 2026 останется всего 77 млн трудоспособных из 146 млн человек , т . е . примерно половина населения .

Еще одна новость , которую обсуждают на рынке охранных услуг , это опубликованный в апреле 2021 года приказ директора Росгвардии № 45 , утверждающий порядок , по которому рассчитывается минимальная ставка охранника на государственных тендерах . Это довольно болезненный вопрос для многих ЧОПов и заказчиков , т . к . недобросовестные охранные предприятия , демпингуя , выигрывают тендеры , а потом не могут найти работников на низкие ставки .

Пока сложно сказать , как будет действовать механизм ставок . Но нельзя исключить отток части охранников на объекты , финансируемые из госбюджета , где предполагается рост стоимости . Безусловный плюс этой ситуации в том , что государство явно обратило внимание на данную проблему на рынке охранных структур .

А как дела обстоят со ставками на коммерческом рынке ?

В коммерческих структурах нет такого регулирования , поэтому ставка охранника на конкретном объекте зависит от его квалификации и бюджета заказчика . Например , статусные объекты города охраняют бойцы от 1,8 м и не менее 90 кг веса , специально обученные . А в магазине у дома может работать охранник 50 +. И ставки у них тоже будут отличаться . Вероятность , что пожилой , не обученный толком охранник задержит шоплифтера , гораздо меньше . Высокая ставка позволяет выбирать лучших кандидатов среди охранников и заменять тех , кто не подходит . А сетевой ритейл , находясь в не простой рыночной ситуации , вынужден оптимизировать бюджеты .

Как можно изменить ситуацию , и , если не привлечь пул новых сотрудников , которые в дефиците , то хотя бы удержать старых ?

На рынке российских охранных услуг нет привязанности к бренду охранной компании : ни у заказчика , ни у сотрудников . Здесь нет ЧОПов c 30 000 и более сотрудников , как это можно наблюдать в других странах . Чтобы сгладить негативный тренд , нужно учиться эффективно нанимать людей , развивать корпоративную культуру , проводить мероприятия для удержания ценных сотрудников . Денежная мотивация пока одна из приоритетных : в компании должна быть программа лояльности , поощрительные меры для добросовестных сотрудников .

Кстати , кому-то сарафанное радио тоже может помочь выкрутиться в кризис . Охранники часто переходят из одной компании в другую , общаются друг с другом , они могут рассказать о плюсах и минусах работодателя .

Давайте поговорим о трендах этого и следующего года . На что нужно обратить внимание игрокам рынка и их заказчикам ?

Думаю , сейчас главный тренд в комплексном подходе . Если компания хочет расширяться : увеличивать прибыль , обороты и штат , – ей необходимо развивать региональную структуру и дополнительные сервисы . Во-первых , это нужно для привлечения хороших квалифицированных охранников , а во-вторых , чтобы удовлетворять запросы рынка . Например , если раньше в торговых центрах достаточно редко требовалась профессиональная кинологическая служба для обнаружения взрывчатых веществ , то сейчас заказчики чаще интересуются этой услугой .

Так что сейчас компании , умеющие предоставлять только услуги физической охраны , могут отстать от рынка или вообще остаться за бортом . Но , я не хотел бы завершать наш диалог на минорной ноте , т . к . уверен , что через некоторое время мы сумеем настроить более эффективный рекрутинг и систему управления подразделениями таким образом , чтобы приблизиться к европейским примерам , когда в компании работают десятки тысяч сотрудников . А это в свою очередь может стать предпосылкой для консолидации и перераспределения рынка .