Журнал "Директор по безопасности" Ноябрь 2020 | Page 10

Пример из практики . Начальник отдела закупок предприятия вымогал с поставщика « откаты » за поставляемое сырье . При этом его аппетиты постоянно росли , и проценты « откатов » повышались . В конечном итоге поставщик не выдержал и сообщил об этом в СБ компании , которой принадлежало предприятие , где работал алчный закупщик . В ходе коммуникаций с поставщиком последний предоставил сотруднику СБ чеки терминалов банка о переводах на карту закупщика ( поставщик находился в другом городе , поэтому возможность передавать « кэш » отсутствовала ). Также поставщик сообщил , что он был вынужден повышать стоимость поставляемого предприятию сырья на сумму выплачиваемых закупщику незаконных выплат . Посчитать из предъявленных чеков общую сумму полученных закупщиком « откатов » сложности не составило .

В ходе разоблачительной беседы начальник отдела закупок , который , кстати , планировался на перемещение на вышестоящую должность – коммерческий директор предприятия , перед которым веером были разложены те самые терминальные чеки , не стал отпираться , признал свою вину , объяснив вымогательство у поставщика « откатов » давлением обстоятельств ( болезнью родственника , которому требовалось дорогостоящее лечение ), и заявил о намерении добровольно возместить причиненный ущерб .

В итоге юристами были подготовлены документы по возврату займа с графиком погашения , а закупщик в тот же день был уволен « по соглашению сторон ». Деньги он возместил в установленные сроки и в полном объеме . За помощью и содействием к правоохранителям в этом случае обращаться необходимости не было .

Если сумма ущерба значительна , то руководство организации , вне зависимости от того , признало или не признало виновное лицо свою вину , возместило или не возместило причиненный ущерб , как правило , обращается в правоохранительные органы с заявлением . При этом , чем продолжительнее злоумышленник совершал мошеннические действия , кражи , и чем внушительнее сумма ущерба , тем решительнее позиция руководства организации ( и СБ , кстати , тоже ) по привлечению виновного лица к уголовной ответственности .

В подобной ситуации дополнительной мотивацией руководства организации ( и сотрудника СБ ) по привлечению виновного лица , мошенника и вора , к ответственности , и , желательно , к уголовной , является стремление « отыграться » на злодее за « вероломство » и « поруганное доверие », а , если по правде , то за свои недочеты в осуществлении контрольных функций , за свой « недогляд ».

Без обращения за помощью в правоохранительные органы на какие результаты можно рассчитывать по итогам работы СБ ? Это :

Депремирование виновного лица ( виновных лиц ).

Привлечение к дисциплинарной ответственности ( замечание , выговор ).

Примечание : Когда по результатам проведенного СБ расследования дело не доводят до увольнения , и виновное лицо ( виновные лица ) отделываются « легким испугом » в виде депремирования или « дисциплинарки », то , как правило , это связано с тем , что степень вины ( ущерб ) могут оказаться не столь существенными , чтобы это « тянуло » на увольнение , либо виновное лицо может оказаться весьма ценным ( или заслуженным ) работником , и его потеря может быть для организации нежелательной , критичной .

Один мой знакомый , работающий руководителем СБ одной из расположенных на Дальнем Востоке компаний , жаловался на сложности в работе , связанные с « кадровым голодом » среди мало-мальски ценных специалистов . Особенно этот « голод » сказывался на объектах компании , расположенных на острове Сахалин . Даже если работник совершил какое-то деяние , выявленное , допустим , службой безопасности , за которое в Центрально-европейской части России его сразу бы уволили , то на Сахалине приходилось отделываться лишь устным внушением и воспитательной беседой , ибо другие кадры там взять попросту негде . И с проблемой « кадрового голода » один лишь Сахалин не ограничивается .

Привлечение к материальной ответственности ( возмещение причиненного ущерба ).

Увольнение виновного , в том числе по негативным основаниям .

Обращение в суд с гражданским иском на возмещение ущерба .

Считаю , не лишним будем напомнить , что Гражданским процессуальным кодексом РФ предусмотрена возможность наложения судебного ареста на имущество ответчика еще до рассмотрения гражданского дела по существу . Истец ( инициатор судебного разбирательства ) вправе обратиться в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде каких-либо действий , которые позволят в будущем исполнить решения суда . Самыми распространенными мерами по обеспечению иска являются наложение ареста на денежные средства или другое имущество должника либо запрет на регистрационные действия с недвижимым имуществом .

Примечание : Особо « мстительные » сотрудники СБ к наиболее злостным мошенникам применяют и такой прием : выясняют , куда после увольнения трудоустроился злодей , и сообщают новому работодателю о нем негативную информацию , причины увольнения – с тем , чтобы добиться его увольнения и с нового места работы .

Теперь , что касается представителей правоохранительных органов . Самое главное – это то , что представители МВД , в отличие от сотрудников СБ , осуществляют оперативно-розыскную деятельность со всеми вытекающими из этого правами и полномочиями . А именно : они имеют возможность в рамках не только возбужденного уголовного дела , но и доследственной проверки осуществлять :

Опрос ( следует признать , что сотрудники правоохранительных органов при проведении опроса имеют куда большее психологическое преимущество , нежели сотрудники СБ ).

Наведение справок ( получение информации из различных баз данных , криминалистических и оперативных учетов , при помощи направления запросов в различные организации , а также гражданам ).

Сбор образцов для сравнительного исследования ( с целью обнаружения , закрепления , изъятия и сохранения предметов и веществ , а также других образцов с целью проверки , не оставлены ли лицом следы в определенном месте или на определенных объектах , а также с целью выявления их особенностей и признаков ).

Проверочная закупка .

Исследование предметов и документов ( изучение предметов и документов лицом , обладающим специальными познаниями , с целью проверки , не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления , а также с целью выявления их особенностей и признаков ).

Наблюдение ( негласное слежение за интересуемыми лицами , их транспортными средствами , а также местами постоянного или временного пребывания указанных лиц ).

Отождествление личности ( опознание лица , подозреваемого в совершении преступления , по его индивидуальным признакам ).

Обследование помещений , зданий , сооружений , участков местности и транспортных средств .

Снятие информации с технических каналов связи ( негласный съем информации , передаваемой по сетям электрической связи , компьютерным и иным сетям , путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств , в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей ).

Контроль почтовых отправлений , телеграфных и иных сообщений .

Прослушивание телефонных переговоров ( в том числе по мобильному телефону ).

Оперативное внедрение . Контролируемая поставка . Оперативный эксперимент .

Организация задержания мошенника ( например , с поличным , – при получении незаконного вознаграждения ).

В рамках возбужденного уголовного дела возможно осуществление мероприятий :

Допрос . Очная ставка . Осмотр . Освидетельствование . Обыск . Выемка . Предъявление для опознания . Следственный эксперимент .

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления , их осмотр и выемка .

Контроль и запись переговоров . Проверка показаний на месте .

Назначение и производство экспертизы .

Инициирование ходатайства о наложении судом в качестве обеспечительной меры ареста на имущество и счета мошенника .

В случае веских оснований инициирование применения мер пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении , домашнего ареста , заключения под стражу .

Конечно , в указанных выше списках есть и архаичные мероприятия , вроде контроля телеграфных сообщений или ареста на почтовые отправления , но тем не менее это уже в куда меньшей степени напоминает драку « со связанными руками ».

В моей практике был случай , когда удалось точно установить виновных в совершении кражи целой фуры готовой продукции с территории предприятия . В их числе кладовщик – мужик из категории « тертый калач », которого « так просто , голыми руками не возьмешь » и охранник – бывший сотрудник правоохранительных органов , который , естественно , был знаком с методами работы , возможностями и полномочиями СБ .

Проведенный в рамках имеющихся у сотрудников СБ полномочий « устный опрос граждан » к результатам не привел : оба « шли в отказ », игнорируя все доводы , аргументы и улики в виде записей с камер видеонаблюдения о пропуске охранником в ночное время на территорию « левой » фуры , ее загрузке кладовщиком « под завязку » готовой продукцией , и затем пропуске охранником этой « фуры » в обратном направлении без каких-либо документов и записей в журнале учета въезда / выезда автотранспорта . Пришлось обратиться с заявлением к правоохранителям , предварительно получив « добро » от директора предприятия и руководства компании .

На предприятие приехали суровые опера , с легким запахом распада алкогольной продукции и явными признаками хронического недосыпа , с торчащими из-под мышки в оперативных кобурах пистолетами ПМ , которые , после того , как сотрудники СБ ткнули пальцем в подозреваемых , буднично скороговоркой им представившись и быстро мотыльнув перед их носами служебными удостоверениями , особо не церемонясь , надели при большом количестве опешивших от увиденного свидетелей из числа работников предприятия на них наручники- « браслеты » и , взяв под руки , увели их в служебный УАЗик- « воронок ».

Далее подозреваемые были доставлены в РОВД , рассажены порознь в коридоре , на массивные деревянные скамьи , к которой со словами « ждите здесь » их приковали одной рукой наручниками . Ждать пришлось часа три-четыре , не меньше . На просьбы подозреваемых : « А можно в туалет ?», « А можно водички попить ?» опера отвечали : « Сейчас , подождите », но выполнять эти просьбы никто не торопился . « Мариновали », то есть оказывали на них психологическое воздействие . Когда опера развели подозреваемых по разным кабинетам , то оба , – и « тертый калач », и охранник – бывший сотрудник , сразу же и без утайки чистосердечно рассказали про все свои злодеяния , « сдали » еще одного своего подельника из числа кладовщиков и сообщили о других эпизодах совершения краж , о чем ранее сотрудникам СБ известно не было .

Без помощи сотрудников правоохранительных органов невозможно было рассчитывать на получение столь весомых результатов