Журнал "Директор по безопасности" Июнь 2021 | Page 5

ФИЛОСОФИЯ ЗАЩИТЫ

Возрастная психология в работе специалиста по безопасности

ЕГОР ГЛУХОВ специалист по управлению персоналом

« Когда тебе двадцать один , жизнь – дорожная карта . Где-то в двадцать пять у тебя зарождаются подозрения , что ты держишь ее вверх ногами , но полностью ты убеждаешься в этом только в сорок .

А уж к шестидесяти , можете мне поверить , ты окончательно теряешь представление о том , где что находится ». Стивен Кинг . Страна радости

Психология в работе специалиста службы безопасности занимает если не главное , то , безусловно , почетное место . Чтобы люди были искренними и шли на сотрудничество , к ним нужен правильный подход . Надо не просто говорить на их языке , но и понимать реакции , мотивы поступков . В психологии много внимания уделяется индивидуальным различиям . Есть масса работ , описывающих , чем отличаются мужчины от женщин , преступники от законопослушных граждан , психически больные от здоровых людей . Не менее важными являются и возрастные различия .

Небольшая иллюстрация . Интуитивно мы все понимаем , что с подростком надо говорить не так , как с 80-летним стариком , но не всегда можем сформулировать , в чем именно заключается разница . Между тем , отсутствие правильного подхода приводит к серьезным ошибкам . Если с подростком говорить подчеркнуто уважительно , то он , в силу возраста , может воспринять такое поведение как слабость , а , следовательно , вести себя снисходительно , неискренне , не идти на контакт . Другое дело – беседа с пожилым человеком . Там проявление уважения – основа нормального разговора , и если не обращаться с собеседником в соответствии с возрастом , то на сотрудничество рассчитывать не стоит . В реальности нюансов , конечно , больше , и , чтобы их все учесть , надо понимать физиологические и психологические того , что , происходит на разных этапах возрастного развития . Разные исследователи выделяют несколько возрастных групп , куда входят , обычно , детство , юность , зрелость и старость . Специалист по безопасности имеет дело по большей части с молодыми , зрелыми и пожилыми людьми , поэтому мы остановимся именно на этих категориях .

Методология и подходы

Игорь Семенович Кон , известный социолог и психолог , оставивший заметный след в социальных науках , считает , что при анализе личности в разрезе возраста , нужно учитывать пять составляющих .

Социально-культурные различия . На территории нашей страны живет большое количество этносов и национальностей . Семейное воспитание в них сильно различается . У одних народов дети и молодые люди имеют большую степень свободы в выборе местожительства , профессии , супруга или супруги , в других – меньшую . Отношение к старшим – как по возрасту , так и по социальной иерархии – также различается . Речь идет не только о разных национальностях . Есть различия и между теми , кто , например , живет в европейской части России и жителями Приморья или Кавказа .

Социально-экономические различия . Доходы и место жительства в значительной степени определяют развитие личности . Житель Санкт-Петербурга , который имеет возможность выбрать для поступления вуз , в любой момент посетить музей или театр , конечно , будет отличаться от того , кто живет вдали от экономических и культурных центров страны .

Доход семьи , в которой человек родился и вырос , определяет и среду , в которой он общается . Молодой человек выглядит старше , если его научили отстаивать свои права , не теряться в присутствии авторитетов . Он кажется более взрослым , потому что умело выражает свои мысли , обладает богатым словарным запасом . И , наоборот , зрелый пятидесятилетний мужчина кажется ребенком , если он с трудом изъясняется , демонстрирует невежество в бытовых вопросах , не может поддержать разговор .

Исторические различия . На личность влияют и исторические события – войны , кризисы , стихийные бедствия и прочие массовые явления . Особенно , если сам человек был их свидетелем или участником . К примеру , поколение 90-х ( те , кому сейчас 40 и более лет ) отличается от тех , кому 30 и меньше . Участники военных конфликтов отличаются от тех , кто не воевал , люди , жившие при Советском Союзе , тоже немного другие .

Пол . Девочки взрослеют раньше мальчиков и социально , и психологически . От женщин ждут определенного поведения . Начиная с детского сада нам прививают формы поведения , типичные для пола – на праздниках мальчиков всегда переодевают в солдат , а девочек в подчеркнуто женственные наряды . В обществе нецензурная речь мужчин , конечно , не приветствуется , но к ней относятся гораздо терпимее , чем если приличная женщина выдаст пару шокирующих оборотов . В то же время , с возрастом , поведение женщин и мужчин становится все более похожим .

Индивидуальные различия . Оценивая человека , нельзя забывать и об индивидуальных особенностях . Сюда относятся темперамент , характер , свойства нервной системы и физиология . Флегматичный молодой человек может казаться более зрелым , потому что выглядит спокойным и уравновешенным . Порывистость в движениях , эмоциональность , напротив , « молодят ». На восприятие сильно влияет и внешний вид . Наличие лысины и лишних килограммов , порой , делают собеседника взрослей , хотя это впечатление обманчиво .

Согласно статистическим данным , лицами в возрасте от 18 до 29 лет совершается

31

около

% всех преступлений

Молодые люди

Сюда относят обычно тех , кому еще не исполнилось 30 лет . Физиологическое развитие – рост тела , мышц , формирование органов завершаются приблизительно к 18 – 20 годам . Социальная жизнь меняется . Молодой возраст – время поиска спутника жизни , выбора профессии , жизненного пути . Психика человека в этот период достаточно пластична , а среда и общество активно на нее воздействуют . С одной стороны , у молодого человека масса перспектив . Ему легче , по сравнению с теми , кому за сорок , устроиться на работу , больше возможностей при выборе супруга или супруги ( большинство ровесников пока не создали семей ). С другой стороны , общество задает стандарты потребления – в каком доме жить , какой иметь доход , какую машину покупать .

Молодой человек испытывает постоянный внутренний конфликт , он размышляет , на какую работу устроиться , чтобы больше зарабатывать , с кем связать свою жизнь . Внутренняя неопределенность способствует восприимчивости новым идеям , взглядам . Молодежи всех эпох свойственно увлечение философскими учениями , поэзией , музыкой . В наш век стремление понять свое место в мире часто выражается в участии в интернет-сообществах , форумах , пабликах .

В силу неустойчивости психики , некоторые выбирают асоциальный путь – совершают кражи , насильственные преступления и другие правонарушения . Это удовлетворяет потребность в деньгах и дает чувство принадлежности к определенной социальной группе – отсюда , например , увлечение идеями запрещенного экстремистского движения АУЕ .

Что касается молодежи именно нашего времени , то ей свойственны некоторые черты , отличающие ее от других поколений .

К сведению

Согласно исследованию , проведенному среди представителей так называемого « поколения Z », обнаружены специфические особенности социально-психологической адаптации . Авторы исследовали поведение испытуемых при решении квазисоциальных задач . Результаты были следующими : « Реализованный эксперимент в целом позволяет констатировать тенденцию снижения доли конструктивного типа СПА 1 среди студентов начальных курсов . В частности , СПА студентов « Z-поколения » достигается путем разрешения внутренних противоречий и напряжений через : уход от непосредственного решения квазисоциальной задачи ; использование компромиссных решений ; бесконфликтное соглашательство даже с абсолютно разрушающими эпизодами поведения партнеров , обозначая свою позицию как « толерантную ». Эти стратегии не позволяют контролировать или изменять ситуацию и влиять на поведение других ее участников , оставляя проблему нерешенной , и повышая уровень ведомости личности » 2 .

Другими словами , поколение молодых людей можно считать внушаемым , плохо приспособленным к решению социальных конфликтов и построению отношений . «… в отличие от принципа осмысления учебной информации студентами предыдущих поколений , у студентов « Z-поколения » отмечается тенденция так называемого « клипового мышления », не формирующего причинно-следственной логики , при которой процессы и явления окружающей действительности воспринимались бы не только как данность , но и поддавались бы управлению со стороны личности . Кроме того , осмысление с помощью принципа кратких алгоритмов , формирует упрощенные стратегии коммуникативной культуры и смещение ценностных ориентиров , в свою очередь , приводя к определенному несоответствию результатов осмысления социальных условий с действительным положением дел » 3 .

Специфика сотрудничества . Молодые люди находятся в процессе становления . Они активно усваивают нормы и правила , испытывают себя , определяют свое место в обществе . Специалисту по безопасности следует сразу обозначить границы :

о чем будут вестись разговоры , как часто ;

как стоит обращаться – по имени , имени-отчеству , на « ты », « вы »;

по каким вопросам можно обращаться друг к другу и т . д .

Также следует учитывать личную историю молодого человека . От того , в какой семье он учился , где работал , служил ли в армии , зависит и подход к сотрудничеству . Если человек не имеет опыта работы , или , допустим , трудился на фрилансе , ему не всегда могут быть понятны иерархические отношения в большой компании .

С точки зрения безопасности . Согласно статистическим данным , лицами в возрасте от 18 до 29 лет совершается около 31 % всех преступлений 4 . С этой точки зрения можно считать , что молодые люди не являются самой криминализованной возрастной группой . В то же время , на эту категорию приходится большинство наркозависимых .

К сведению

« Средний возраст наркозависимых находится в диапазоне 15 – 19 лет . Среди них : 20 % – это школьники от 9 до 14 лет . Среди них все чаще появляются и дети более раннего возраста ; 60 % молодежи от 16 до 24 лет ; 20 % – люди 25 – 30 лет и старше » 5 .

Зрелость обычно находится в диапазоне от 30 до 50 – 60 лет . Верхняя граница неточна в силу того , что у одних физиологическая старость начинается раньше , у других позже