Журнал "Директор по безопасности" Июнь 2021 | Page 11

Комментарий Павла Арланова ( CISO Tutu . ru ): « В наше время проблемы защиты бренда часто встают ребром в корпоративной среде , многие недооценивает влияние " нарушителей бренда " на бизнес . Но каждая продажа на мошенническом сайте , использующем символику бренда , или продажа на сайте , схожем до степени смешения – это убыток в бюджете владельца бренда . Причем убыток не только финансовый , но и репутационный , так как чем чаще клиенты начинают сталкиваться с мошенниками , паразитирующими на популярном бренде , тем с большим подозрением они начинают относиться к бренду в целом , что уже само по себе приводит к значительному оттоку клиентов просто из-за слухов о том , что " там обманывают "». Если слух охватывает большинство людей , то он превращается в общеизвестный факт , и опровергнуть его сложно . Исправление такого очернения бренда стоит колоссальных усилий и финансовых вливаний , поэтому в рамках защиты не только бренда , но и бизнеса как такового , необходимо соблюдать своеобразную « гигиену бренда ». Профилактика всегда проще , дешевле и легче , чем исправление последствий . Поддерживать такую чистоту и оперативно блокировать сайты мошенников нам помогает КИП Монитор . При помощи профилактических мероприятий мы смогли сохранить устойчивые темпы продаж и свести к нулю негативный фон со стороны аудитории к нашему сервису , даже в стандартные для трэвел отрасли мошеннические сезоны .

ТЕМА НОМЕРА : КАДРОВАЯ

: БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАЩИТА БРЕНДА

Как защитить бренд в современных условиях

АЛЕКСЕЙ КАТКОВ , компания « Катков и партнеры », система KIP MONITOR

В сегодняшнем информационном обществе бренд – это один из наиболее ценных активов для любой компании , предлагающей свои товары или услуги на рынке . В эпоху цифровизации все сильнее ощущается рост ценности и значимости нематериальных ( информационных ) активов по сравнению с активами материальными и , соответственно , все сильнее проявляется необходимость в их защите .

Пандемия только усилила этот тренд . Учитывая то , что сейчас распространение продукции и услуг через интернет стоит на первом месте , проблема защиты бренда встает практически перед любой компанией в любой отрасли . Если вы распространяете продукцию или услуги через интернет и ваша продукция или бренд популярны , обязательно найдутся желающие идти по пути наименьшего сопротивления : зачем создавать свой продукт , когда можно паразитировать на вашем бренде ? Этой опасности подвержены все отраслей – популярные транспортные компании , производители автозапчастей , игрушек , фармацевтики , масел , запчастей , бытового оборудования , промышленного оборудования , медицинского оборудования , стройматериалов , автодилеры и пр . Все отрасли от игрушек до фармацевтики , от высокотехнологичной продукции до средств бытовой химии сталкиваются с нарушениями своих интеллектуальных прав в интернете .

Комментарий Павла Арланова ( CISO Tutu . ru ): « В наше время проблемы защиты бренда часто встают ребром в корпоративной среде , многие недооценивает влияние " нарушителей бренда " на бизнес . Но каждая продажа на мошенническом сайте , использующем символику бренда , или продажа на сайте , схожем до степени смешения – это убыток в бюджете владельца бренда . Причем убыток не только финансовый , но и репутационный , так как чем чаще клиенты начинают сталкиваться с мошенниками , паразитирующими на популярном бренде , тем с большим подозрением они начинают относиться к бренду в целом , что уже само по себе приводит к значительному оттоку клиентов просто из-за слухов о том , что " там обманывают "». Если слух охватывает большинство людей , то он превращается в общеизвестный факт , и опровергнуть его сложно . Исправление такого очернения бренда стоит колоссальных усилий и финансовых вливаний , поэтому в рамках защиты не только бренда , но и бизнеса как такового , необходимо соблюдать своеобразную « гигиену бренда ». Профилактика всегда проще , дешевле и легче , чем исправление последствий . Поддерживать такую чистоту и оперативно блокировать сайты мошенников нам помогает КИП Монитор . При помощи профилактических мероприятий мы смогли сохранить устойчивые темпы продаж и свести к нулю негативный фон со стороны аудитории к нашему сервису , даже в стандартные для трэвел отрасли мошеннические сезоны .

САЙТОВ ИСПОЛЬЗУЮТ БРЕНД НЕПРАВОМЕРНО , БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ

80 %

Остановимся кратко на разновидностях таких нарушений .

1 . Паразитирование на бренде – неправомерное использование бренда . Компания-нарушитель в данном случае не продает продукцию , а просто использует бренд для того , чтобы паразитировать на нем , воруя трафик у правообладателя , переводя потенциальных клиентов на свои площадки и предлагая вместо этого бренда совершенно другую продукцию .

2 . Контрафактный товар – классическая проблема для производителей . Все что можно подделать , подделывается : игрушки , бытовая химия , лекарства и т . п . Использование чужого бренда на таких товарах позволяет мошенникам не тратиться на маркетинг .

3 . « Серый » товар – ввозится несертифицированная продукция , которая изначально производилась для других стран и на территории Российской Федерации находится незаконно , в обход правообладателя .

Существует еще одна проблема , связанная с использованием чужого бренда , которая стоит несколько особняком , поскольку не приносит прямых материальных потерь правообладателю , а затрагивает его косвенно , через репутацию . Эта проблема – так называемый фишинг , когда с помощью известного бренда мошенники получают ключевую информацию у потребителей – через различные акции , розыгрыши , заполнение анкет и т . п . выведываются платежные реквизиты и другие данные пользователей .

Разберем классические нарушения прав на использование бренда на примере промышленного и производственного оборудования . Продукция известного производственного бренда представлена на огромном количестве сайтов в интернете . В среднем это от 500 до 5000 сайтов , так же от 2000 – 3000 тысяч до нескольких десятков тысяч предложений на маркет плейсах , в зависимости от популярности бренда . По статистике :

80 % сайтов используют бренд неправомерно , без разрешения правообладателя ;

30 % сайтов реально не имеет продукции тех брендов , которые они указывают ;

60 % сайтов распространяют « серые » товары .

Защитой бренда в компании занимаются представители службы безопасности и юридического департамента – всего 2 – 10 человек . Чтобы просто верифицировать информацию , содержащуюся на этих сайтах , понять , кто стоит за ними , где они взяли эту продукцию , указанным сотрудникам может потребоваться несколько лет .

Итак , на первом этапе отправляется запрос информации о происхождении товара / праве использования товарного знака , потому что эти сайты могут быть сайтами официальных партнеров , о которых правообладатель не знает . Поэтому нельзя сразу пытаться заблокировать сайт , необходимо сначала убедиться в том , что это нарушитель .

Предположим , сотрудникам компании удалось за пару лет провести такую верификацию . А дальше сайты-нарушители необходимо заблокировать . Требуется связаться с хостинг-провайдерами , с доменными регистраторами , зафиксировать нарушение , сделать контрольные закупки и т . д . Но блокировка – это еще не решение проблемы . Нарушителям после закрытия сайтов ничего не стоит перенести их на другой хостинг , в другую страну . Это неравная борьба и правообладатели не применяющие современные технологические решения в ней проигрывают . Мы столкнулись с тем , что некоторые правообладатели в принципе прекратили тратить средства на защиту бренда и взамен начали наращивать рекламные бюджеты , чтобы таким образом « перебить » контрафактную и « серую » продукцию , по сути это путь в никуда .

Проблемы возникают не только у производителей товаров . Если вы предоставляете какие-либо услуги и у вас известный бренд , вы регулярно будете подвергаться атакам нарушителей . В частности , таким атакам подвергаются транспортные компании , сервисные компании , билетные компании и пр . Это и поддельные приложения , которые воруют данные , это и поддельные сайты , использующие товарный знак и бренд правообладателя . Кроме того , с проблемами могут сталкиваться сервисные компании , которые используют бренд производителей в доменных именах и представляющиеся официальными партнерами . Сервисная компания , не имеющая отношения к производителю , заявляет , что она является официальным сервисным центром . В итоге к ним приходит пользователь , получает некачественную услугу , и больше к этому бренду никогда в жизни не возвращается – это прямые репутационные и финансовые потери .

Вообще , основные потери , которые несут компании из-за нарушения прав на бренд – это недополученные доходы в условиях растущего рынка в интернете . За счет технологического контроля интернет-пространства , верификации и блокирования ресурсов можно снизить объемы неправомерного использования бренда и увеличить трафик на легальные площадки . Эти цифры могут составлять десятки процентов от оборота .

Для каждой отрасли и каждого бренда суммы потерь разные . Например , по нашей оценке , табачная отрасль теряет на неправомерном использовании брендов миллиарды рублей в год . Крупнейший поставщик игрушек ежемесячно недосчитывается несколько десятков миллионов рублей . У среднего бизнеса несколько сайтов , которые торгуют копиями брендированных изделий и находятся в топ-10 « Яндекса », могут « откусывать » до 10 % прибыли . Для разных компаний цифры разные , но , в любом случае , речь идет о десятках и сотнях миллионов рублей . Мы в своей практике сталкивались с абсолютно дикими случаями , когда в процессе верификации товарных цепочек обнаруживадось , что некоторые легальные игроки приобретали контрафактную продукцию на протяжении нескольких лет , думая при этом , что покупают у официального дилера , и такое бывает , если не уделять внимание верификации компаний использующих твой бренд интернете , особенно когда их твсячи .

Существует несколько подходов в борьбе с этими нарушениями :

1 . Работать своими силами , когда штатные юристы правообладателя пытаются верифицировать тысячи сайтов , а потом их заблокировать . Задача нетривиальная , поскольку , когда нарушитель после блокировки заплатив 50 – 300 долл ., переезжает на площадку другого хостинг-провайдера в другой стране , необходимо изучать законодательство этой страны и направлять новые запросы . И так повторяется сотни раз . По сути , это борьба с ветряными мельницами .

2 . Обратиться к классическим юристам , которые будут делать всю ту же самую работу , только еще и за большие деньги . Если у тебя 3 000 сайтов , а внешние юристы блокируют 5 – 20 сайтов в месяц – это тоже борьба с ветряными мельницами , только с большими затратами .

3 . Выбрать одну из технологических систем , которые позволяют системно и технологически зафиксировать все эти нарушения , верифицировать все сайты , которые распространяют твою продукцию , либо используют твой бренд ; понять , кто легально использует бренд , а кто нелегально , и уже на основании этого иметь технологическую возможность блокировать тысячами эти нарушения . Затраты на использование такой системы сопоставимы с зарплатой одного юриста .

В мире порядка десяти крупных игроков , предлагающих такие услуги , например , Yellow Brand Protection , Mark Monitor . в России среди лидеров можно назвать Group-IB , Brand Security , Brand Monitor , « Катков и Партнеры » – KIP MONITOR .

Из-за специфики российского рынка международные компании не имеют возможности в полной мере предоставлять качественные услуги в этом направлении на нашем рынке , поскольку не имеют опыта работы с правоохранительными орагнами на местах и возможности точечного судебного представительства в отношении злостных нарушителей . Есть система , которая сканирует нарушения , отправляет письма с требованием заблокировать , проводит фотофиксацию , но , если в конце этой системы не стоят реальные люди , которые точечно могут дойти до конкретного нарушителя , сделать контрольную закупку , обратиться в правоохранительные органы , возбудить судебное дело , получить компенсацию , если рынок понимает , что за этой далекой международной компанией не стоят реальные , живые юристы , к этой системе начинают относиться неуважительно – нарушители просто игнорируют письма от такой компании .

Для того , чтобы быть успешным в российской специфике , необходимо уметь работать с правоохранителями , надо иметь судебную команду , команду патентных поверенных , представителей в регионах и конечно же технологии – все это в комплексе . Система KIP MONITOR этот комплекс как раз предоставляет – у нас есть технология , есть юристы и ресурсы в регионах , которые позволяют вне зависимости от региональных особенностей доводить дело до конца .