Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 21
ЕСТЬ РЕШЕНИЕ
Усиление
контроля
на объектах
логистики
с помощью СКУД
ВЛАДИМИР ЗАЙЦЕВ,
руководитель учебного центра Parsec
В подавляющем большинстве случаев,
субъектом системы контроля доступа
является человек. Это может быть
постоянный или временный сотрудник,
посетитель или клиент. Склады,
распределительные центры и другие
логистические объекты имеют важную
отличительную особенность – в
них обязательно фигурируют такие
субъекты доступа, как транспорт и
грузы (материальные ценности). Сами
объекты могут быть очень разными,
но именно наличие таких субъектов
доступа и требований к их учету и
контролю, определяет модели угроз,
риски и, соответственно, применяемые
технологии.
Б
езусловно, СКУД – это всегда со-
вокупность технических и орга-
низационных мероприятий по
обеспечению учета и контроля переме-
щений всех субъектов доступа. Однако,
сфокусируемся именно на технологи-
ческом аспекте обеспечения безопас-
ности складского комплекса. Первоо-
чередными мерами по минимизации
потенциальных рисков и угроз станут
усиление физической защиты, ужесто-
чение требований внутриобъектово-
го режима, видеонаблюдение, а также
применение мер дополнительного кон-
троля транспорта и персонала.
Охрана периметра
Фактически, задач охраны периметра –
две: учитывать и контролировать со-
бытия санкционированного доступа
на территорию, выявлять и пресекать
факты несанкционированного доступа.
Подходы к учету санкционирован-
ного доступа персонала весьма стан-
дартны и не относятся к теме данной
статьи. Специфичной же и важной
задачей на складском комплексе яв-
ляется контроль доступа транспорта,
обеспечивающего ввоз и вывоз това-
ра. Автоматизировать контроль въезда
автотранспорта на территорию можно
связав СКУД с системой распознава-
ния автомобильных номеров. Среди
доступных функций: фиксация въез-
жающего и выезжающего транспорта,
ограничение зон и времени доступа и
сохранение отчетов посещений. Есть и
другое решение, в основе которого ле-
жит технология радиочастотной иден-
тификации дальнего радиуса. Автомо-
били оборудуются RFID метками, а на
въездах устанавливаются считыватели
дальней идентификации. При попада-
нии метки в радиус действия считыва-
теля (от 5 до 50 метров), информация
передается в контроллер СКУД. Кон-
троллер принимает решение о доступе
и управляет автоматическим шлагбау-
мом. Вся информация о перемещении
транспорта фиксируется и сохраняется
в системе.
Выявление и пресечение попыток
несанкционированного доступа свя-
зано с применением систем периме-
тральной охраны (существует несколь-
ко основных физических принципов,
на которых работает такие системы:
вибрационно-чувствительные, оптиче-
ские, микроволновые и другие), систе-
мы видеонаблюдения, а также самих
ограждений.
Интеграция СКУД с системой видео-
наблюдения и периметральной систе-
мой охраны позволяет специалистам
службы безопасности через единый
интерфейс контролировать как доступ
в здания и помещения на охраняемой
территории, так и следить за состояни-
ем периметра.
Внутриобъектовый режим
Объекты логистики часто требуют при-
менения нестандартных режимов и
алгоритмов доступа. Может возник-
нуть необходимость в разграничении
прав доступа в некоторые складские
помещения или в создании расписа-
ний, когда доступ может быть предо-
ставлен. Если на складе хранятся спец-
ифические материалы (драгметаллы,
химические вещества или оружие),
можно организовать доступ в помеще-
ние только в присутствии сопровожда-
ющего сотрудника.
Иногда будет целесообразно при-
менение технологий многофакторной
аутентификации, использование раз-
личных идентификаторов, а также до-
полнительных идентифицирующих или
верифицирующих признаков (отпечат-
ки пальцев, лицо, радужная оболочка
глаза, вес).
Доступ в некоторые помещения
или территории или доступ к работе
со сложной техникой может требовать
медицинского освидетельствования
на состояние алкогольного опьянения.
Для таких случаев устройства алкоте-
стированния, проинтегрированные в
СКУД, позволят решать подобные за-
дачи доступа автоматически (или хотя
бы информировать о возникновении
нештатной ситуации, требующей вме-
шательства).
Желательно, чтобы описанные выше
режимы проверки прав доступа поддер-
живались контроллерами и ПО СКУД.
Контроль перемещения грузов
на территории
Получать оперативную информацию
о местонахождении контейнеров с тем
или иным грузом на территории склада
можно, например, с помощью системы
дальней идентификации. Контейне-
ры оборудуются активными метками
в индустриальном исполнении. Терри-
тория, на которой они используются,
делится на сектора, на границах кото-
рых устанавливаются считыватели даль-
ней идентификации. При пересечении
границы сектора информация о том,
какой контейнер, в какое время и в
каком направлении зарегистрирован,
передается в СКУД. Таким же способом
можно контролировать перемещение
по территории складского комплекса
авто и электропогрузчиков, считать и
учитывать вагоны на сортировочной
станции, контролировать тележки в аэ-
ропорту и т. д.
Весовой контроль
На ряде объектов весовой контроль
транспорта – обязательный атрибут.
Интеграция СКУД с весовой платфор-
мой позволяет организовать допол-
нительный весовой контроль авто-
транспорта при въезде (выезде) на
складской комплекс или непосред-
ственно на его территории. Принцип
работы следующий: перед въездом
на весовую платформу пользователь
прикладывает идентификатор к счи-
тывателю. Транспорт перемещается на
весовую платформу, СКУД проводит
сравнительный анализ данных и прини-
мает решение о доступе. В базу данных
СКУД сохраняется событие о доступе с
информацией о весе автотранспорта.
Интеграции и совместная
работа систем
Наибольший эффект от описанных
выше технологий и решений достига-
ется при их совместной работе. Систе-
мой, способной увязать все решения
воедино, является современная инте-
грируемая СКУД. Это обеспечит связь
событий доступа и записей камер виде-
онаблюдения, позволит организовать
совместную реакцию на тревожные
события охранно-пожарной сигнализа-
ции, автоматизировать въезд автотран-
спорта и так далее.
Настройка автоматизированных
сценариев в СКУД – инструмент, позво-
ляющий сократить количество рутин-
ных операций, выполняемых вручную,
минимизировать влияние человеческо-
го фактора и оперативно реагировать
на чрезвычайные ситуации. Например,
при попытке взлома двери, автомати-
чески начать запись видео связанной
с точкой прохода камерой видеона-
блюдения, прислать смс или e-mail от-
ветственному лицу при попытке не-
санкционированного вывоза груза за
территорию объекта, получить сигнал о
пересечении периметра с точностью до
нескольких метров и многое другое.
Кроме того, управление всеми
компонентами системы безопасно-
сти и мониторинг состояния объекта в
едином интерфейсе в разы повышает
эффективность работы сотрудников
службы безопасности. Если вы подби-
раете СКУД для объекта, на котором
уже установлена часть оборудования
систем безопасности, обратите внима-
ние на наличие у системы необходи-
мых интеграций. Если их нет, показа-
телем профессиональной СКУД станет
наличие SDK, использование открытых
протоколов или других способов само-
стоятельной интеграции с внешними
системами.
Требования к оборудованию
Объекты логистики не всегда бывают
сухими, чистыми и хорошо отапливае-
мыми. При выборе технических средств
обеспечения безопасности, важно учи-
тывать их климатический режим рабо-
ты. В неотапливаемых, пыльных, влаж-
ных помещениях стоит применять либо
специализированные контроллеры,
либо помещать их в защищенные обо-
греваемые боксы. На уличных точках
прохода доступа следует использовать
считыватели, идентификаторы и про-
чее оборудование, рассчитанное на ра-
боту в таких условиях.