Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 19

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ Как управлять рисками с помощью пилотных проектов СЕРГЕЙ МАЛЮТЕНКОВ, управляющий партнер Группы компаний Император Внедрение инновационных решений в сфере безопасности очень важно для по- вышения эффективности охранной си- стемы. Однако не все стремятся менять привычный подход, опасаясь снижения контроля на предприятии и, как след- ствие, роста потерь. Пилотные проекты позволяют понять, насколько удачно бу- дет работать та или иная система, и мини- мизировать риски внедрения новых тех- нологий. О практике запуска «пилотов» рассказал Сергей Малютенков, управляю- щий партнер ГК «Император». Инновации в теории, но не на практике Руководители отдела безопасности регулярно посещают различные кон- ференции, принимают активное уча- стие в форумах, чтобы вдохновиться новыми проектами, познакомиться с инновациями и новыми способами решения своих проблем. Согласно проведенному ГК «Император» опро- су, большинство респондентов (80%) считают, что именно новые техноло- гии и аналитика в безопасности по- могают повысить эффективность ра- боты охранной системы. Более того, 74% опрошенных безопасников счи- тают, что различные технологии вско- ре вытеснят физическую охрану. Казалось бы, при такой степени лояльности, практически в каждой компании уже вовсю должны исполь- зоваться модули распознавания лиц, удаленное видеонаблюдение, ана- литика кассовых операций и прочие современные решения. На деле же новыми технологиями пользуются единицы. К сожалению, весь энтузиазм про- падает, когда вопрос касается не об- суждений, а непосредственно внедре- ния конкретных программ в работу компании. Руководители служб безо- пасности утверждают, что инноваци- онные решения остаются «за бортом» по двум причинам: из-за нехватки бюджета и недостатка полномочий для принятия решения о внедрении современных программ. И действительно, чтобы компания выделила бюджет на какие-то новше- ства, необходимо провести анализ эффективности данных вложений и предоставить соответствующий отчет. Если говорить о современных техно- логиях в сфере безопасности, то про- блема ритейла в том, что точный ре- зультат невозможно предсказать: не бывает двух совершенно одинаковых компаний или даже двух абсолютно одинаковых магазинов у одного вла- дельца. Везде есть свои нюансы: раз- ные бизнес-процессы и регламенты, требования, обороты, бюджеты, по- ставщики, причины потерь и способы их предотвращения. Можно восполь- зоваться опытом коллег, но он не га- рантирует успех. Когда мы говорим о нехватке пол- номочий, вскрывается еще одна про- блема: отсутствие традиции принятия решений на основе анализа получен- ных данных, а также страх инициа- тивы, которая может быть наказуе- ма. Порой сотрудники просто боятся предлагать новые идеи и нести за них ответственность в случае провала. Но выход есть. В долгосрочной перспективе пилотный проект всегда дает выгоду компании, так как с его помощью специалисты начинают понимать, какие идеи будут работать, а какие нет Практика пилотных проектов Во всем мире вышеупомянутые про- блемы решаются с помощью пилот- ных проектов, которые с каждым днем набирают популярность. Сегод- ня в ведущих компаниях не принято тратить месяцы на обсуждения: они внедряют новые решения на часть объектов и анализируют их эффек- тивность. Пилотный проект всегда реализуется на ограниченный проме- жуток времени. В случае успешного запуска программа распространяется и на другие объекты, а в случае про- вала легко можно вернуться к тради- ционному подходу. Многих руководителей беспоко- ят риски, с которыми сопряжены все изменения в системе безопасности: вдруг новые идеи только ослабят контроль, что приведет к росту по- терь? Пилотные проекты как раз по- зволяют снизить риски благодаря своей маневренности: несмотря на ограниченный срок внедрения, не нужно ждать, когда он истечет, что- бы внести какие-то изменения. Со- временные каналы сбора данных и возможности их обработки помогают довольно быстро оценить эффектив- ность проекта и настроить инструмен- ты под конкретный объект. Например, после месяца работы новой системы безопасности, специалисты пони- мают, что в зоне приемки товара не требуется такой усиленный контроль, зато кассовые операции, наоборот, нуждаются в более пристальном вни- мании. Таким образом, можно пере- распределить инструменты безопас- ности, оптимизируя бюджет. Кстати, затронув тему бюджета, нельзя не сказать, что обычно пилот- ные проекты, в частности использова- ние программных продуктов, требуют минимальных затрат: облачные техно- логии легко внедряются и обслужива- ются (обслуживание проходит в основ- ном удаленно, а это не так затратно), а в случае успеха их легко распростра- нить на большее количество объектов. Например, если мы не просто снижа- ем процент потерь до оговоренной за- ранее отметки, а превышаем ожидае- мые параметры, то будет логичным не дожидаться окончания пилота, а сразу тиражировать его на все предприятие. При этом пилотные проекты могут применяться не только в розничных сетях, где как раз очень важно сниже- ние потерь, но и на производствах, складах и других объектах коммерче- ской недвижимости. В долгосрочной перспективе пи- лотный проект всегда дает выгоду компании, так как с его помощью специалисты начинают понимать, какие идеи будут работать, а какие нет. Отрицательный результат – тоже результат: фирма получает данные, отражающие ее особенности. Проте- стировав решение на одном объекте, уже довольно легко предсказать поль- зу, которую оно может принести всей компании, опираясь исключительно на свой опыт, а не только на отзывы других представителей бизнеса. Пилотные проекты в сфере безопасности Какие современные технологии предлагает сфера безопасности? ГК «Император» предлагает руководи- телям сетевых магазинов в качестве пилотного проекта запустить систему контроля операционных регламентов Revizum, которая помогает снижать потери на 30%. Благодаря гибкой на- стройке инструментов, система кон- троллинга удобна для пилотирования: перед запуском специалисты тщатель- но изучают объект, составляя чек-ли- сты с наиболее важными для контро- ля бизнес-процессами. Постоянный анализ данных позволяет держать руку на пульсе и усиливать или осла- блять контроль в различных зонах ма- газина в зависимости от ситуации. Сетевые магазины начинают от- дельно внедрять удаленное видеона- блюдение, когда оператор-аналитик следит за несколькими объектами сразу, фиксируя нарушения и отправ- ляя отчеты руководителю. Удален- ное видеонаблюдение позволяет со- кратить количество охранников, при этом повысив эффективность кон- троля не только за внешними хище- ниями, но и за внутренними. Популярным становится также мо- дуль распознавания лиц, используе- мый в системах контроля и управле- ния доступом, а также позволяющий предотвращать кражи в перспективе благодаря возможности идентифи- кации ранее обнаруженных злоу- мышленников. Согласно опросу, про- веденному нашими специалистами, 18% респондентов считают, что это решение в дальнейшем полностью вытеснит физическую охрану. Одна- ко из всего количества опрошенных только 8% используют ее, остальные, видимо, до сих пор сомневаются и обсуждают ее эффективность, вместо того чтобы запустить пилотный про- ект и собрать собственные данные. Почему неудачный запуск – это не страшно Пилотный проект не всегда быва- ет успешным – это очевидно. Боль- шинство специалистов в сфере без- опасности считают допустимой долю неудачи примерно в 20%. Однако мировые лидеры думают по-друго- му. Например, Amazon считает «нор- мой» 50% неудачных проектов, а Microsoft – вообще 70%. Почему же, несмотря на такой большой процент «ожидаемых» не- удач, популярность пилотных про- ектов только растет? Во-первых, эффект одного удачного проекта за- частую способен покрыть все расхо- ды, потраченные на неудачные «пи- лоты», а также значительно повысить эффективность всего предприятия. Во-вторых, практика пилотных проектов – это еще и внедрение в компанию аналитической культуры, т. е. поддержки инициатив сотрудни- ков. Руководители удивятся, как мно- го инновационных и эффективных решений могут предложить работни- ки компании, если поощрять их рве- ние, а не губить идеи бюрократией и поиском доказательств эффективно- сти, которые как раз можно получить после запуска пилотного проекта. Даже если пилотный проект прова- лится, это не так страшно, как вообще не пробовать повышать эффектив- ность безопасности компании и оста- ваться на одном месте, в то время как конкуренты давно вырвались вперед. Важно сделать соответствующие выво- ды, которые позволят избежать доро- гостоящих неудач в дальнейшем. Стремительно меняющаяся вну- тренняя среда компаний и рынок диктуют свои условия: пилотные про- екты пришли на смену долгим и зача- стую бессмысленным обсуждениям. Чтобы быть эффективным, сегодня необходимо пробовать новое. А по- том пробовать еще!