Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 19
ЕСТЬ РЕШЕНИЕ
Как управлять
рисками с помощью
пилотных проектов
СЕРГЕЙ МАЛЮТЕНКОВ,
управляющий партнер Группы компаний Император
Внедрение инновационных решений в
сфере безопасности очень важно для по-
вышения эффективности охранной си-
стемы. Однако не все стремятся менять
привычный подход, опасаясь снижения
контроля на предприятии и, как след-
ствие, роста потерь. Пилотные проекты
позволяют понять, насколько удачно бу-
дет работать та или иная система, и мини-
мизировать риски внедрения новых тех-
нологий. О практике запуска «пилотов»
рассказал Сергей Малютенков, управляю-
щий партнер ГК «Император».
Инновации в теории,
но не на практике
Руководители отдела безопасности
регулярно посещают различные кон-
ференции, принимают активное уча-
стие в форумах, чтобы вдохновиться
новыми проектами, познакомиться
с инновациями и новыми способами
решения своих проблем. Согласно
проведенному ГК «Император» опро-
су, большинство респондентов (80%)
считают, что именно новые техноло-
гии и аналитика в безопасности по-
могают повысить эффективность ра-
боты охранной системы. Более того,
74% опрошенных безопасников счи-
тают, что различные технологии вско-
ре вытеснят физическую охрану.
Казалось бы, при такой степени
лояльности, практически в каждой
компании уже вовсю должны исполь-
зоваться модули распознавания лиц,
удаленное видеонаблюдение, ана-
литика кассовых операций и прочие
современные решения. На деле же
новыми технологиями пользуются
единицы.
К сожалению, весь энтузиазм про-
падает, когда вопрос касается не об-
суждений, а непосредственно внедре-
ния конкретных программ в работу
компании. Руководители служб безо-
пасности утверждают, что инноваци-
онные решения остаются «за бортом»
по двум причинам: из-за нехватки
бюджета и недостатка полномочий
для принятия решения о внедрении
современных программ.
И действительно, чтобы компания
выделила бюджет на какие-то новше-
ства, необходимо провести анализ
эффективности данных вложений и
предоставить соответствующий отчет.
Если говорить о современных техно-
логиях в сфере безопасности, то про-
блема ритейла в том, что точный ре-
зультат невозможно предсказать: не
бывает двух совершенно одинаковых
компаний или даже двух абсолютно
одинаковых магазинов у одного вла-
дельца. Везде есть свои нюансы: раз-
ные бизнес-процессы и регламенты,
требования, обороты, бюджеты, по-
ставщики, причины потерь и способы
их предотвращения. Можно восполь-
зоваться опытом коллег, но он не га-
рантирует успех.
Когда мы говорим о нехватке пол-
номочий, вскрывается еще одна про-
блема: отсутствие традиции принятия
решений на основе анализа получен-
ных данных, а также страх инициа-
тивы, которая может быть наказуе-
ма. Порой сотрудники просто боятся
предлагать новые идеи и нести за них
ответственность в случае провала.
Но выход есть.
В долгосрочной
перспективе пилотный
проект всегда дает выгоду
компании, так как с его
помощью специалисты
начинают понимать, какие
идеи будут работать,
а какие нет
Практика пилотных проектов
Во всем мире вышеупомянутые про-
блемы решаются с помощью пилот-
ных проектов, которые с каждым
днем набирают популярность. Сегод-
ня в ведущих компаниях не принято
тратить месяцы на обсуждения: они
внедряют новые решения на часть
объектов и анализируют их эффек-
тивность. Пилотный проект всегда
реализуется на ограниченный проме-
жуток времени. В случае успешного
запуска программа распространяется
и на другие объекты, а в случае про-
вала легко можно вернуться к тради-
ционному подходу.
Многих руководителей беспоко-
ят риски, с которыми сопряжены все
изменения в системе безопасности:
вдруг новые идеи только ослабят
контроль, что приведет к росту по-
терь? Пилотные проекты как раз по-
зволяют снизить риски благодаря
своей маневренности: несмотря на
ограниченный срок внедрения, не
нужно ждать, когда он истечет, что-
бы внести какие-то изменения. Со-
временные каналы сбора данных и
возможности их обработки помогают
довольно быстро оценить эффектив-
ность проекта и настроить инструмен-
ты под конкретный объект. Например,
после месяца работы новой системы
безопасности, специалисты пони-
мают, что в зоне приемки товара не
требуется такой усиленный контроль,
зато кассовые операции, наоборот,
нуждаются в более пристальном вни-
мании. Таким образом, можно пере-
распределить инструменты безопас-
ности, оптимизируя бюджет.
Кстати, затронув тему бюджета,
нельзя не сказать, что обычно пилот-
ные проекты, в частности использова-
ние программных продуктов, требуют
минимальных затрат: облачные техно-
логии легко внедряются и обслужива-
ются (обслуживание проходит в основ-
ном удаленно, а это не так затратно),
а в случае успеха их легко распростра-
нить на большее количество объектов.
Например, если мы не просто снижа-
ем процент потерь до оговоренной за-
ранее отметки, а превышаем ожидае-
мые параметры, то будет логичным не
дожидаться окончания пилота, а сразу
тиражировать его на все предприятие.
При этом пилотные проекты могут
применяться не только в розничных
сетях, где как раз очень важно сниже-
ние потерь, но и на производствах,
складах и других объектах коммерче-
ской недвижимости.
В долгосрочной перспективе пи-
лотный проект всегда дает выгоду
компании, так как с его помощью
специалисты начинают понимать,
какие идеи будут работать, а какие
нет. Отрицательный результат – тоже
результат: фирма получает данные,
отражающие ее особенности. Проте-
стировав решение на одном объекте,
уже довольно легко предсказать поль-
зу, которую оно может принести всей
компании, опираясь исключительно
на свой опыт, а не только на отзывы
других представителей бизнеса.
Пилотные проекты в сфере
безопасности
Какие современные технологии
предлагает сфера безопасности? ГК
«Император» предлагает руководи-
телям сетевых магазинов в качестве
пилотного проекта запустить систему
контроля операционных регламентов
Revizum, которая помогает снижать
потери на 30%. Благодаря гибкой на-
стройке инструментов, система кон-
троллинга удобна для пилотирования:
перед запуском специалисты тщатель-
но изучают объект, составляя чек-ли-
сты с наиболее важными для контро-
ля бизнес-процессами. Постоянный
анализ данных позволяет держать
руку на пульсе и усиливать или осла-
блять контроль в различных зонах ма-
газина в зависимости от ситуации.
Сетевые магазины начинают от-
дельно внедрять удаленное видеона-
блюдение, когда оператор-аналитик
следит за несколькими объектами
сразу, фиксируя нарушения и отправ-
ляя отчеты руководителю. Удален-
ное видеонаблюдение позволяет со-
кратить количество охранников, при
этом повысив эффективность кон-
троля не только за внешними хище-
ниями, но и за внутренними.
Популярным становится также мо-
дуль распознавания лиц, используе-
мый в системах контроля и управле-
ния доступом, а также позволяющий
предотвращать кражи в перспективе
благодаря возможности идентифи-
кации ранее обнаруженных злоу-
мышленников. Согласно опросу, про-
веденному нашими специалистами,
18% респондентов считают, что это
решение в дальнейшем полностью
вытеснит физическую охрану. Одна-
ко из всего количества опрошенных
только 8% используют ее, остальные,
видимо, до сих пор сомневаются и
обсуждают ее эффективность, вместо
того чтобы запустить пилотный про-
ект и собрать собственные данные.
Почему неудачный запуск –
это не страшно
Пилотный проект не всегда быва-
ет успешным – это очевидно. Боль-
шинство специалистов в сфере без-
опасности считают допустимой долю
неудачи примерно в 20%. Однако
мировые лидеры думают по-друго-
му. Например, Amazon считает «нор-
мой» 50% неудачных проектов, а
Microsoft – вообще 70%.
Почему же, несмотря на такой
большой процент «ожидаемых» не-
удач, популярность пилотных про-
ектов только растет? Во-первых,
эффект одного удачного проекта за-
частую способен покрыть все расхо-
ды, потраченные на неудачные «пи-
лоты», а также значительно повысить
эффективность всего предприятия.
Во-вторых, практика пилотных
проектов – это еще и внедрение в
компанию аналитической культуры,
т. е. поддержки инициатив сотрудни-
ков. Руководители удивятся, как мно-
го инновационных и эффективных
решений могут предложить работни-
ки компании, если поощрять их рве-
ние, а не губить идеи бюрократией и
поиском доказательств эффективно-
сти, которые как раз можно получить
после запуска пилотного проекта.
Даже если пилотный проект прова-
лится, это не так страшно, как вообще
не пробовать повышать эффектив-
ность безопасности компании и оста-
ваться на одном месте, в то время как
конкуренты давно вырвались вперед.
Важно сделать соответствующие выво-
ды, которые позволят избежать доро-
гостоящих неудач в дальнейшем.
Стремительно меняющаяся вну-
тренняя среда компаний и рынок
диктуют свои условия: пилотные про-
екты пришли на смену долгим и зача-
стую бессмысленным обсуждениям.
Чтобы быть эффективным, сегодня
необходимо пробовать новое. А по-
том пробовать еще!