Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 14

КАЧЕСТВЕННЫЙ СЕРВИС И МИНИМАЛЬ- НЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ МОЖНО НАЙТИ НА СТОЯНКАХ ВБЛИЗИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ По оценкам Международного Союза Автомобильного Транспорта (далее – IRU) www.iru.org, отсутствие достаточ- ного количества безопасных парковок, приводит к тому, что водители вынуж- дены останавливаться в небезопасных местах, не имея возможности гибко по- дойти к соблюдению предписанных им периодов отдыха. Скопления траков в таких местах привлекает преступные группы, которые выбирают объектом своих нападений водителей, а также их транспортные средства и грузы. Как подсчитали в IRU, каждый год ущерб от краж грузов при транспорти- ровке составляет EUR 6–7 млрд. Типы нападений варьируются от порезов тента полуприцепа до разбойных на- падений на водителей с причинением вреда их жизни и здоровью. Статисти- ка свидетельствует – 75% этих престу- плений происходит на неохраняемых парковках. Чтобы решить эту проблему, экспертное сообщество в области цепей поставок совместно с Еврокомиссией разработали общий стандарт безопас- ной стоянки. Все стоянки предлагают разделить на четыре группы по уровню оснащения. Приблизительно, как в го- стиничном бизнесе по количеству звезд. Самым низким станет бронзовый, а са- мым высоким – платиновый. Стандарт ЕС касается не только безопасности объ- ектов придорожного сервиса, но всех услуг, включая проживание, питание и санитарных удобств на стоянках. Помимо европейского стандарта ассоциация ТАPА в 2018 году разра- ботала свой стандарт к безо-пасным парковкам, который также включает четыре уровня. Стандартом предусмо- трена возможность для операторов парковок присоединиться к програм- ме в качестве Партнера подав соответ- ствующую декларацию (Parking Partner Declaration), в которой оператор отра- жает базовые минимальные требова- ния безопасности и подтверждает со- ответствие им. Такой вариант участия является бесплатным для парковки любого размера. Как и в других стан- дартах ТАPА, требования охватывают физические и процедурные меры за- щиты, включая периметр, контроль доступа, систему видеонаблюдения и освещения, а также требования к под- готовке и благонадежности персонала парковки и охранников, если они при- сутствуют. Подробно с требованиями стандарта можно ознакомиться на сай- те ТАPА https://www.tapa-global.org/ standards/psr/download-section.html. Стандарты ТАPА уже были приме- нены на нескольких пилотных стоянках для грузовых автомобилей. Как отме- чают в IRU, использованные единые нормы являются необходимым шагом в направлении улучшения условий тру- да водителей и повышении безопасно- сти перевозок. Решающим фактором успешной реализации данного проекта является контроль и сертификация мест отдыха независимой третьей стороной для установления согласованного уров- ня безопасности по всей Европе. Европейская комиссия поддержи- вает инициативу IRU и ТАPА и плани- рует выделить на модернизацию и по- вышение безопасности стоянок  178 млн. евро. Средства получат ком- пании, которые займутся созданием безопасных стоянок для грузовиков в основе объединенного стандарта. Благодаря этому финансированию, инфраструктура безопасных парко- вок должна развиваться значительно быстрее, чем это было ранее. В Брюс- селе убеждены, что благодаря стан- дартизации охраняемых парковок и увеличению их количества водители будут более охотно их использовать. В Европе также звучат предложения ввести штрафы за парковку за преде- лами охраняемой стоянки, если она находится поблизости. Руководство IRU подчеркивает, что новый стандарт сертификации стоянок для грузовиков является абсолютно необходимым для улучшения условий труда в транспортной отрасли, а так- же для решения серьезной проблемы нехватки водителей в Европе. Несмо- тря на ряд инициатив на уровне ЕС и национальном уровне, направленных на создание безопасных парковок для грузовых автомобилей, транспортная отрасль по-прежнему сталкивается с серьезным дефицитом соответствую- щих инфраструктурных объектов. Состояние дел в России При этом нельзя сказать, что наше го- сударство в лице ГК «Автодор» (по старому – Росавтодор) не видит про- блему и не предпринимает никаких мер по исправлению ситуации. В Рос- сии совместно со странами ЕвразЕС разрабатывается единый ГОСТ «Тре- бования к размещению объектов до- рожного и придорожного сервиса», который должен определить требова- ния к местам стоянки, в том числе для грузовых ТС. В частности, проектом ГОСТа предусмотрено следующее: через каждые 20–30 км на трассе должна находиться площадка отдыха, оборудованная АЗС, пунктом пита- ния, туалетом и мусоросборником; расстояние от 60 до 90 км должно разделять площадки, оборудованные всем вышеперечисленным, а кроме того – пунктом торговли, СТО, а по возможности еще и местом для реа- лизации продуктов местного промыс- ла и детской площадкой; через каждые 100–150 км на трас- се должны быть размещены много- функциональные комплексы сервиса. Новый стандарт сертификации стоянок для грузовиков является абсолютно необходимым для улучшения условий труда в транспортной отрасли Кроме самого ГОСТа, Автодор на- мерен построить новые пункты от- дыха водителей и обновить старые. Бесплатные площадки помогут даль- нобойщикам соблюдать режим труда и отдыха, но конкуренцию охраняемым парковкам не составят. Речь идет о парковках, расположенных на феде- ральных автодорогах – они будут мо- дернизированы (на них появятся столы и скамейки, благоустроенные отапли- ваемые туалеты и освещение). Кроме того, будет построено около 100 новых площадок. Отмечается, что все пло- щадки (и новые, и обновленные) будут бесплатными для водителей. Помимо этого, в феврале 2020 г. в пресс-службе компании заявили, что в Ростовской области на федеральной трассе М-4 «Дон» на участке от Нагиби- на до Новотроицкого (340 км) уже дей- ствуют 90 площадок для отдыха автомо- билистов с общим числом парковочных мест для всех видов транспорта 2900. Основную часть из них составляют тер- ритория, прилегающая к АЗС и придо- рожные кафе, которые нельзя рассма- тривать в качестве безопасных стоянок. На автодороге оборудовано 16 площа- док отдыха, в том числе для остановки грузового транспорта. В реальности, на данном участке есть всего 2–3 частные охраняемые парковки с 600 парковоч- ными местами, пригодными для ночно- го отдыха водителей в относительной безопасности. Повторимся, это крайне мало для такой загруженной трассы, как М4. Тем не менее, чтобы пользо- ватели могли оттолкнуться хоть от че- го-то, Росавтодор нанес эти места на карту, с которой можно ознакомиться бесплатно на сайте и выбрать для себя подходящее место отдыха на маршруте. Несмотря на предпринимаемые го- сударством усилия, детальное описание требований и строгую классификацию объектов придорожного сервиса, раз- работчики стандарта так и не нашли место в ГОСТе, чтобы должным обра- зом отразить вопросы безопасности на парковках и не прописали даже базо- вых требований к системам и процеду- рам безопасности. Хотя, казалось бы, возьмите опыт соседей, посоветуйтесь с экспертами, и подумайте вместе, как его наиболее эффективно внедрить, выделите необходимые средства и реа- лизуйте программу. Вам абсолютно все будут благодарны. Так и хочется вспом- нить фразу «Хотели как лучше, полу- чилось как всегда». В итоге есть види- мость, что работа идет, но скорее всего пока о безопасности опять придется заботиться бизнесу, транспортным ком- паниям и самим водителям. Агрегаторы стоянок Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Восполняя имеющийся пробел в усилиях государства, не так давно в России возникли агрегаторы информации о расположении и нали- чии парковочных мест для грузовых ТС, предлагающие ряд удобств по безна- личной оплате и резервированию мест на стоянках. «Шинная Лига» и «Дорож- ная сеть» – два наиболее ярких приме- ра таких сервисов на сегодня. К приме- ру, «Дорожная сеть» на своей страничке www.dornet.ru декларирует, что в их базе имеется более 450 парковок для грузовых машин на основных феде- ральных трассах. Услуги, предлагаемые этим агрегатором, включают визуали- зацию мест стоянки на карте, подклю- чение к системе безналичных расчетов за стоянку, формирование единого сче- та за пользование парковками всеми машинами автопредприятия. К преи- муществам своего сервиса создатели относят максимальное покрытие трасс, единый тариф по всей стране, онлайн отчеты, полный контроль за расходова- нием средств, комфорт и безопасность для водителей. Казалось бы, вот реше- ние проблемы! Что еще нужно? Идите к агрегатору, заключайте договор и чув- ствуйте себя в комфорте и безопасно- сти. На самом деле все не так просто и безоблачно, как представляют эти он- лайн сервисы. Давайте разберемся, в чем основной смысл их деятельности? Суть сводится к тому, что все места стоянок, указанные на сайте подоб- ных систем, им не принадлежат. Это обычные частные охраняемые стоянки, прилегающие к придорожным кафе, мотелям и заправкам, с которыми «До- рожная сеть» заключила договор. За редким исключением стоянки имеют ограждение и базовые системы безо- пасности (видеонаблюдение, освеще- ние и контроль доступа), которые уста- новили и поддерживают собственники этих объектов. Никаких инвестиций или других усилий для повышения уровня защищенности парковок «Дорожная сеть» не прилагает и как видно, не со- бирается. Соответственно, и за сохран- ность груза во время стоянки никакой ответственности со стороны агрегатора у вас не будет. Кражи на таких парков- ках как происходили, так и продолжают регулярно происходить. Подтвержде- нием тому стал анализ стоянок, прове- денный компанией Risk Intelligence в декаб-ре 2019 г. в регионе Северо-За- пад вдоль трасс М10, М9 и М1 от гра- ницы РФ в сторону Москвы. Проведя всестороннюю оценку более 30 вы- бранных объектов вдоль этих трасс, экс- перты выявили всего восемь парковок, соответствующих минимальным тре- бованиям безопасности ТАPА и ЕС. Ни одна из стоянок из списка «Дорожной сети» в зоне исследования не попала в этот список. Возникает справедливый вопрос – что, кроме удобства в виде предоставления информации на карте, безналичной формы оплаты и онлайн отчетов, в действительности предлага- ют агрегаторы парковок? Насколько их деятельность способствует повышению безопасности водителей и грузов во время ночного отдыха и как она содей- ствует развитию инфраструктуры безо- пасных стоянок в России? Перспектива Что же может послужить отправной точкой, для того чтобы ситуация в России начала меняться в лучшую сто- рону? Нам видится следующий пере- чень мер, которые должны быть при- няты как на уровне государства, так и бизнеса в лице грузоотправителей и транспортных компаний: Разработка стандарта парковок и их независимый аудит авторитетной уполномоченной структурой. Вынесение проблемы в публич- ную плоскость на различных форумах и информационных площадках для привлечения более широкого внима- ния профессиональной общественно- сти и государства. Вовлечение в процесс обсужде- ния собственников объектов придо- рожного сервиса, которые управляют парковками. Создание инструмента по оценке парковок по уровню сервиса и безо- пасности с присвоением рейтинга. Повышение осведомленности грузоотправителей о криминальных рисках и способах хищений грузов во время стоянки ТС. Внедрение в практику транспорт- ных компаний программы тренингов для водителей по использованию пар- ковок. Работа с правоохранительными органами по выявлению группиро- вок, специализирующихся на кражах грузов во время стоянки. Сбор ста- тистики о кражах и визуализация на карте зон повышенного риска. Работа с госорганами по финан- сированию сети парковок вдоль фе- деральных трасс за счет бюджета или привлеченных средств инвесторов. Облегчение процедуры выделе- ния участков земли вдоль автомаги- стралей для строительства безопас- ных парковок.