Журнал "Директор по безопасности" Апрель 2020 | Page 14
КАЧЕСТВЕННЫЙ СЕРВИС И МИНИМАЛЬ-
НЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ МОЖНО
НАЙТИ НА СТОЯНКАХ ВБЛИЗИ БОЛЬШИХ
ГОРОДОВ
По оценкам Международного Союза
Автомобильного Транспорта (далее –
IRU) www.iru.org, отсутствие достаточ-
ного количества безопасных парковок,
приводит к тому, что водители вынуж-
дены останавливаться в небезопасных
местах, не имея возможности гибко по-
дойти к соблюдению предписанных им
периодов отдыха. Скопления траков в
таких местах привлекает преступные
группы, которые выбирают объектом
своих нападений водителей, а также их
транспортные средства и грузы.
Как подсчитали в IRU, каждый год
ущерб от краж грузов при транспорти-
ровке составляет EUR 6–7 млрд. Типы
нападений варьируются от порезов
тента полуприцепа до разбойных на-
падений на водителей с причинением
вреда их жизни и здоровью. Статисти-
ка свидетельствует – 75% этих престу-
плений происходит на неохраняемых
парковках. Чтобы решить эту проблему,
экспертное сообщество в области цепей
поставок совместно с Еврокомиссией
разработали общий стандарт безопас-
ной стоянки. Все стоянки предлагают
разделить на четыре группы по уровню
оснащения. Приблизительно, как в го-
стиничном бизнесе по количеству звезд.
Самым низким станет бронзовый, а са-
мым высоким – платиновый. Стандарт
ЕС касается не только безопасности объ-
ектов придорожного сервиса, но всех
услуг, включая проживание, питание и
санитарных удобств на стоянках.
Помимо европейского стандарта
ассоциация ТАPА в 2018 году разра-
ботала свой стандарт к безо-пасным
парковкам, который также включает
четыре уровня. Стандартом предусмо-
трена возможность для операторов
парковок присоединиться к програм-
ме в качестве Партнера подав соответ-
ствующую декларацию (Parking Partner
Declaration), в которой оператор отра-
жает базовые минимальные требова-
ния безопасности и подтверждает со-
ответствие им. Такой вариант участия
является бесплатным для парковки
любого размера. Как и в других стан-
дартах ТАPА, требования охватывают
физические и процедурные меры за-
щиты, включая периметр, контроль
доступа, систему видеонаблюдения и
освещения, а также требования к под-
готовке и благонадежности персонала
парковки и охранников, если они при-
сутствуют. Подробно с требованиями
стандарта можно ознакомиться на сай-
те ТАPА https://www.tapa-global.org/
standards/psr/download-section.html.
Стандарты ТАPА уже были приме-
нены на нескольких пилотных стоянках
для грузовых автомобилей. Как отме-
чают в IRU, использованные единые
нормы являются необходимым шагом
в направлении улучшения условий тру-
да водителей и повышении безопасно-
сти перевозок. Решающим фактором
успешной реализации данного проекта
является контроль и сертификация мест
отдыха независимой третьей стороной
для установления согласованного уров-
ня безопасности по всей Европе.
Европейская комиссия поддержи-
вает инициативу IRU и ТАPА и плани-
рует выделить на модернизацию и по-
вышение безопасности стоянок
178 млн. евро. Средства получат ком-
пании, которые займутся созданием
безопасных стоянок для грузовиков в
основе объединенного стандарта.
Благодаря этому финансированию,
инфраструктура безопасных парко-
вок должна развиваться значительно
быстрее, чем это было ранее. В Брюс-
селе убеждены, что благодаря стан-
дартизации охраняемых парковок и
увеличению их количества водители
будут более охотно их использовать.
В Европе также звучат предложения
ввести штрафы за парковку за преде-
лами охраняемой стоянки, если она
находится поблизости.
Руководство IRU подчеркивает, что
новый стандарт сертификации стоянок
для грузовиков является абсолютно
необходимым для улучшения условий
труда в транспортной отрасли, а так-
же для решения серьезной проблемы
нехватки водителей в Европе. Несмо-
тря на ряд инициатив на уровне ЕС и
национальном уровне, направленных
на создание безопасных парковок для
грузовых автомобилей, транспортная
отрасль по-прежнему сталкивается с
серьезным дефицитом соответствую-
щих инфраструктурных объектов.
Состояние дел в России
При этом нельзя сказать, что наше го-
сударство в лице ГК «Автодор» (по
старому – Росавтодор) не видит про-
блему и не предпринимает никаких
мер по исправлению ситуации. В Рос-
сии совместно со странами ЕвразЕС
разрабатывается единый ГОСТ «Тре-
бования к размещению объектов до-
рожного и придорожного сервиса»,
который должен определить требова-
ния к местам стоянки, в том числе для
грузовых ТС. В частности, проектом
ГОСТа предусмотрено следующее:
через каждые 20–30 км на трассе
должна находиться площадка отдыха,
оборудованная АЗС, пунктом пита-
ния, туалетом и мусоросборником;
расстояние от 60 до 90 км должно
разделять площадки, оборудованные
всем вышеперечисленным, а кроме
того – пунктом торговли, СТО, а по
возможности еще и местом для реа-
лизации продуктов местного промыс-
ла и детской площадкой;
через каждые 100–150 км на трас-
се должны быть размещены много-
функциональные комплексы сервиса.
Новый стандарт сертификации
стоянок для грузовиков является
абсолютно необходимым для
улучшения условий труда в
транспортной отрасли
Кроме самого ГОСТа, Автодор на-
мерен построить новые пункты от-
дыха водителей и обновить старые.
Бесплатные площадки помогут даль-
нобойщикам соблюдать режим труда и
отдыха, но конкуренцию охраняемым
парковкам не составят. Речь идет о
парковках, расположенных на феде-
ральных автодорогах – они будут мо-
дернизированы (на них появятся столы
и скамейки, благоустроенные отапли-
ваемые туалеты и освещение). Кроме
того, будет построено около 100 новых
площадок. Отмечается, что все пло-
щадки (и новые, и обновленные) будут
бесплатными для водителей.
Помимо этого, в феврале 2020 г. в
пресс-службе компании заявили, что
в Ростовской области на федеральной
трассе М-4 «Дон» на участке от Нагиби-
на до Новотроицкого (340 км) уже дей-
ствуют 90 площадок для отдыха автомо-
билистов с общим числом парковочных
мест для всех видов транспорта 2900.
Основную часть из них составляют тер-
ритория, прилегающая к АЗС и придо-
рожные кафе, которые нельзя рассма-
тривать в качестве безопасных стоянок.
На автодороге оборудовано 16 площа-
док отдыха, в том числе для остановки
грузового транспорта. В реальности, на
данном участке есть всего 2–3 частные
охраняемые парковки с 600 парковоч-
ными местами, пригодными для ночно-
го отдыха водителей в относительной
безопасности. Повторимся, это крайне
мало для такой загруженной трассы,
как М4. Тем не менее, чтобы пользо-
ватели могли оттолкнуться хоть от че-
го-то, Росавтодор нанес эти места на
карту, с которой можно ознакомиться
бесплатно на сайте и выбрать для себя
подходящее место отдыха на маршруте.
Несмотря на предпринимаемые го-
сударством усилия, детальное описание
требований и строгую классификацию
объектов придорожного сервиса, раз-
работчики стандарта так и не нашли
место в ГОСТе, чтобы должным обра-
зом отразить вопросы безопасности на
парковках и не прописали даже базо-
вых требований к системам и процеду-
рам безопасности. Хотя, казалось бы,
возьмите опыт соседей, посоветуйтесь
с экспертами, и подумайте вместе, как
его наиболее эффективно внедрить,
выделите необходимые средства и реа-
лизуйте программу. Вам абсолютно все
будут благодарны. Так и хочется вспом-
нить фразу «Хотели как лучше, полу-
чилось как всегда». В итоге есть види-
мость, что работа идет, но скорее всего
пока о безопасности опять придется
заботиться бизнесу, транспортным ком-
паниям и самим водителям.
Агрегаторы стоянок
Но, как говорится, «свято место пусто
не бывает». Восполняя имеющийся
пробел в усилиях государства, не так
давно в России возникли агрегаторы
информации о расположении и нали-
чии парковочных мест для грузовых ТС,
предлагающие ряд удобств по безна-
личной оплате и резервированию мест
на стоянках. «Шинная Лига» и «Дорож-
ная сеть» – два наиболее ярких приме-
ра таких сервисов на сегодня. К приме-
ру, «Дорожная сеть» на своей страничке
www.dornet.ru декларирует, что в их
базе имеется более 450 парковок для
грузовых машин на основных феде-
ральных трассах. Услуги, предлагаемые
этим агрегатором, включают визуали-
зацию мест стоянки на карте, подклю-
чение к системе безналичных расчетов
за стоянку, формирование единого сче-
та за пользование парковками всеми
машинами автопредприятия. К преи-
муществам своего сервиса создатели
относят максимальное покрытие трасс,
единый тариф по всей стране, онлайн
отчеты, полный контроль за расходова-
нием средств, комфорт и безопасность
для водителей. Казалось бы, вот реше-
ние проблемы! Что еще нужно? Идите
к агрегатору, заключайте договор и чув-
ствуйте себя в комфорте и безопасно-
сти. На самом деле все не так просто и
безоблачно, как представляют эти он-
лайн сервисы. Давайте разберемся, в
чем основной смысл их деятельности?
Суть сводится к тому, что все места
стоянок, указанные на сайте подоб-
ных систем, им не принадлежат. Это
обычные частные охраняемые стоянки,
прилегающие к придорожным кафе,
мотелям и заправкам, с которыми «До-
рожная сеть» заключила договор. За
редким исключением стоянки имеют
ограждение и базовые системы безо-
пасности (видеонаблюдение, освеще-
ние и контроль доступа), которые уста-
новили и поддерживают собственники
этих объектов. Никаких инвестиций или
других усилий для повышения уровня
защищенности парковок «Дорожная
сеть» не прилагает и как видно, не со-
бирается. Соответственно, и за сохран-
ность груза во время стоянки никакой
ответственности со стороны агрегатора
у вас не будет. Кражи на таких парков-
ках как происходили, так и продолжают
регулярно происходить. Подтвержде-
нием тому стал анализ стоянок, прове-
денный компанией Risk Intelligence в
декаб-ре 2019 г. в регионе Северо-За-
пад вдоль трасс М10, М9 и М1 от гра-
ницы РФ в сторону Москвы. Проведя
всестороннюю оценку более 30 вы-
бранных объектов вдоль этих трасс, экс-
перты выявили всего восемь парковок,
соответствующих минимальным тре-
бованиям безопасности ТАPА и ЕС. Ни
одна из стоянок из списка «Дорожной
сети» в зоне исследования не попала в
этот список. Возникает справедливый
вопрос – что, кроме удобства в виде
предоставления информации на карте,
безналичной формы оплаты и онлайн
отчетов, в действительности предлага-
ют агрегаторы парковок? Насколько их
деятельность способствует повышению
безопасности водителей и грузов во
время ночного отдыха и как она содей-
ствует развитию инфраструктуры безо-
пасных стоянок в России?
Перспектива
Что же может послужить отправной
точкой, для того чтобы ситуация в
России начала меняться в лучшую сто-
рону? Нам видится следующий пере-
чень мер, которые должны быть при-
няты как на уровне государства, так и
бизнеса в лице грузоотправителей и
транспортных компаний:
Разработка стандарта парковок и
их независимый аудит авторитетной
уполномоченной структурой.
Вынесение проблемы в публич-
ную плоскость на различных форумах
и информационных площадках для
привлечения более широкого внима-
ния профессиональной общественно-
сти и государства.
Вовлечение в процесс обсужде-
ния собственников объектов придо-
рожного сервиса, которые управляют
парковками.
Создание инструмента по оценке
парковок по уровню сервиса и безо-
пасности с присвоением рейтинга.
Повышение осведомленности
грузоотправителей о криминальных
рисках и способах хищений грузов во
время стоянки ТС.
Внедрение в практику транспорт-
ных компаний программы тренингов
для водителей по использованию пар-
ковок.
Работа с правоохранительными
органами по выявлению группиро-
вок, специализирующихся на кражах
грузов во время стоянки. Сбор ста-
тистики о кражах и визуализация на
карте зон повышенного риска.
Работа с госорганами по финан-
сированию сети парковок вдоль фе-
деральных трасс за счет бюджета или
привлеченных средств инвесторов.
Облегчение процедуры выделе-
ния участков земли вдоль автомаги-
стралей для строительства безопас-
ных парковок.