Журнал "Директор по безопасности" Август 2020 | Page 17

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ Современные требования по обеспечению безопасности при организации движения транспорта на аэродромах АЛЕКСАНДР БОЧКАРЕВ, профессор МГТУ ГА 20 октября 2014 года в 23:57 МСК в московском аэропорту «Внуково» при выполнении взлета c ВПП при разбеге самолет столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной, в результате чего произошло разрушение и возгорание воздушного судна (далее ВС). На борту находились четыре гражданина Франции: два пилота, бортпроводник и главный управляющий крупной нефтегазовой компанией «Total» Кристоф де Маржери. Все они погибли. 6 апреля 2017 года ЧП едва не повторилось, здесь же в аэропорту Внуково автомобиль, двигающийся по перрону, создал помехи для движения пассажирского самолета. После посадки экипаж воздушного судна «Боинг-737» доложил, что автомобиль пересек маршрут руления в непосредственной близости от самолета, который прилетел в это время в Москву из Махачкалы. Чтобы избежать подобных чрезвычайных происшествий, каждый директор, начальник службы безопасности, руководитель любого ранга и сам водитель автотранспорта должен знать, что движение по аэродрому строго регламентировано. Выезд на ВПП и МРД категорически запрещен. Для спецмашин он допускается только в случае проведения каких-либо обязательных работ с разрешения диспетчера по УВД и наличия постоянной связи между машиной и диспетчером по УВД. Что касается других машин, каждый водитель должен четко знать, что самостоятельно двигаться на автотранспорте по аэродрому он не имеет права. Любое его неконтролируемое движение на автотранспорте предприятия может привести к серьезному авиационному происшествию и большим финансовым потерям. Движение по аэродрому на автотранспорте предприятия осуществляется под контролем специалиста спецсопровождения аэропорта и строго в сопровождении машины спецсопровождения объекта гражданской авиации. При этом каждый водитель должен знать, что на аэродромах ГА сделана специальная разметка и установлены строгие скоростные ограничения. Следует иметь в виду, что наивысший приоритет при движении по аэродрому имеют самолеты и автомобили спецсопровождения ВС (Follow-me car) с включенными красными проблесковыми маячками. За ними следуют машины экстренных служб с синими мигалками и включенными сиренами. Наименьший приоритет у транспортных средств с желтыми и оранжевыми мигалками, к ним также приравнивается все, что они сопровождают или буксируют (в частности, такими мигалками оснащают багажные тягачи и перронные тягачи, поэтому, например, движущийся своим ходом самолет имеет преимущество перед буксируемым). Средства, передвигающиеся по размеченной дороге, имеют приоритет над теми, кто на нее выезжает. И речь тут не о рулежных дорожках – на перроне «дороги» обозначены специальной разметкой в виде сплошных белых линий. Прерывистые линии – разделительные для движения в разных направлениях, стрелки обозначают одностороннее движение. Желтые линии предназначены для самолетов и используются только для руления (они так и называются – оси руления): воздушное судно должно двигаться так, чтобы носовая стойка шасси ехала вдоль желтой линии. В конце линии находится Т-образный знак остановки. Красные прямоугольники обозначают места «танкпитов», то есть, выводы топливных магистралей: в современных аэропортах заправка самолетов топливом осуществляется не при помощи автоцистерны, как раньше, а подключением специального шланга к муфте «колонки», трубы от резервуаров с авиакеросином к которой проложены под землей. Красные прямоугольники должны быть всегда свободны, двигаться по ним автотранспорту нельзя. Красно-белые полоски обозначают парковочные зоны для машин и оборудования; заезжать на них можно только в процессе наземного обслуживания ВС. Для наземного обслуживания ВС разработаны стандартные схемы подъезда спецмашин, причем они продуманы для каждого типа ВС. Наряду с этим на аэродромах установлены для большинства автомашин ограничения скорости движения автотранспорта и спецмашин: 5 км/ч – при подъезде к ВС и отъезде от него, маневрировании в зоне обслуживания ВС, движении вдоль зданий аэровокзальных комплексов; 10 км/ч – при движении вдоль зданий аэровокзала; 20 км/ч – при движении по перронам, дорогам, ведущим от КПП до перронов, и дорогам между перронами аэродрома; 40 км/ч – при движении по объездным дорогам аэродрома. Каждый водитель автотранспорта должен знать, что на аэродроме запрещается: пересечение путей руления ВС между машиной сопровождения и рулящим ВС. проезд ближе 50 м за ВС с работающими двигателями, а также – перед ВС, готовым к выруливанию (началу буксировки) с МС. О работе двигателей ВС (их запуске) и готовности ВС к выруливанию может свидетельствовать любой из перечисленных ниже признаков или их совокупность: видимые колебания воздуха от выходящих из двигателей горячих газовых струй; включенные на ВС импульсные огни красного (белого) цвета; отсутствие упорных колодок под колесами ВС, закрытые входные двери и багажные (грузовые) люки, трап отогнан от ВС, СНО (стремянки, лестницы и т. п.) убраны из зоны обслуживания ВС; на ВС (в темное время суток и днем при видимости 2000 м и менее) включены аэронавигационные огни и рулежные фары; лицо, выпускающее ВС, находится впереди слева (справа) от ВС и подает сигнал «Выруливать разрешаю» – правая рука приложена к головному убору, левая рука вытянута в сторону руления. Водителю автотранспорта запрещается проезд перед ВС, готовым к буксировке. О готовности ВС к буксировке свидетельствуют следующие признаки: к ВС подсоединен аэродромный тягач с включенными проблесковыми огнями желтого цвета; члены буксировочной бригады заняли свои места у крайних точек ВС; руководитель буксировки находится на связи по самолетному переговорному устройству с экипажем ВС. Водителю запрещается обгон других спецмашин на перронах аэродрома, движение по аэродрому спецмашин и автотранспорта, имеющих неудовлетворительный внешний вид (не просматриваются государственный номерной знак и/или гаражный номер, надписи о принадлежности транспортного средства, загрязнены световые приборы, колеса и остекление кабины водителя), а также съезд на грунт и движение по водоприемным решеткам и смотровым колодцам. Водителю автотранспорта запрещается перевозка людей вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, багажных или контейнерных тележках, других средствах, не предназначенных для перевозки людей, а также – в кабине водителя сверх количества, определенного руководством по эксплуатации данного типа транспортного средства. Водителю запрещается управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или др.), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Запрещается выполнение разворота транспортных средств на маршрутах движения, за исключением освобождения пути движения рулящему (буксируемому) ВС. Запрещается движение автотранспорта, спецмашин задним ходом на перронах, за исключением маневрирования: на специально обозначенных стоянках спецмашин; при подъезде к ВС или отъезде от него; при выполнении работ по эксплуатационному содержанию аэродрома; в случаях освобождения пути движения рулящему (буксируемому) ВС. В любом указанном выше случае движение автотранспорта, спецмашины задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Запрещаются водителю кроме вышеуказанного следующие действия: въезд на летное поле аэродрома на личном транспорте. курение в кабине автотранспорта, спецмашины и на перронах, кроме специально отведенных для этого мест. ведение разговора, набор и просмотр сообщений по мобильному телефону во время движения. освещение фарами автотранспорта, спецмашины рулящего ВС. открывать двери автотранспорта, спецмашины во время ее движения. Вся необходимая и полная информация о правилах движения автотранспорта, спецтранспорта и средств механизации, на аэродроме, включая ограничение скорости и обеспечение выполнения правил, излагается в действующей Инструкции «Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме» и «Инструкции по производству полетов в районе аэродрома». Чтобы получить соответствующую специальную подготовку, водитель автопредприятия должен пройти обучение в службе спецтранспорта в аэропорту или на аэродроме. Подготовка и допуск к работе на аэродроме водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к ВС проводятся в соответствии с Методическими рекомендациями «Подготовка и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома (письмо Росавиации от 21.03.2019 г. исх. 8435/04 «Об утверждении методических рекомендаций о подготовке и аттестации водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на перроне аэродрома»). Основанием для подготовки водителей к работе на аэродроме является заявка структурного подразделения аэродрома (аэропорта ГА) или организации, работающей на аэродроме. Подготовка водителей или руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к ВС операторов аэропорта или сторонних организаций проводится на основании заключенных договоров. Организация процесса подготовки, работы комиссий по проверке знаний для допуска к самостоятельной работе, оформление допусков возложены на службу спецтранспорта аэропорта, аэродрома ГА. Теоретическая подготовка проводится специалистами – инженерами по безопасности движения на аэродроме. Практическая стажировка проводится опытными водителями-инструкторами, назначенными приказами по аэродрому или объекту ГА. Комиссии по проверке знаний для допуска к самостоятельной работе, созданные приказами соответствующего объекта ГА, сформированы, как правило, из специалистов службы спецтранспорта, инспекции по безопасности полетов, службы охраны труда и представителей заинтересованных подразделений и организаций. Особенности организации движения и работы водителей спецмашин и автотранспорта на аэродроме отражаются в Инструкции «Организация движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме». Водители, совершившие нарушения правил движения на аэродроме, повлекшие за собой авиационный инцидент, повреждение ВС, непредоставление пути рулящему (буксируемому) ВС с созданием угрозы столкновения, несанкционированный выезд на площадь маневрирования, ДТП или имеющие в талонах три отметки о нарушениях, могут быть допущены к работе на аэродроме только после повторной стажировки и проверки квалификационной комиссией знаний по правилам движения по аэродрому спецмашин и автотранспорта, а также оформления приказа оператора аэродрома о допуске к самостоятельной работе на аэродроме, с выдачей нового талона. Водитель не может быть допущен к вождению спецмашин на аэродроме с выдачей нового талона в случаях установления факта управления им спецмашиной в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и др.), убытия с места события, к которому он причастен, с целью сокрытия его обстоятельств, повторного совершения нарушения (после повторной стажировки и проверки квалификационной комиссией знаний правил движения по аэродрому спецмашин), повлекшего за собой авиационный инцидент, повреждение ВС, непредоставление пути рулящему (буксируемому) ВС с созданием угрозы столкновения, несанкционированный выезд на площадь маневрирования, ДТП, а также в случае повторного (после повторной стажировки и проверки квалификационной комиссией знаний правил движения по аэродрому спецмашин) получения в талоне трех отметок о нарушениях. В соответствии с требованиями действующих нормативных и локальных документов работники инспекции по безопасности полетов на аэродроме выборочно контролируют соблюдение водителями и авиационным персоналом мер по обеспечению безопасности полетов и безопасности движения автотранспорта на аэродроме, в том числе при обслуживании ВС и содержании аэродрома в эксплуатационном состоянии, обращая внимание на: соблюдение правил подъезда (отъезда) спецмашин к (от) ВС; проверку водителями тормозной системы за 7–8 м до подъезда к ВС; расстановку спецмашин и средств механизации в зоне обслуживания ВС в соответствии с утвержденными схемами; соблюдение безопасных расстояний до ВС, установку упорных колодок под колеса спецмашин и наличие заземления (если это требует эксплуатационная документация); установку средств механизации на тормоз или аутригеры; наличие посторонних предметов в зоне обслуживания ВС; соблюдение требований безопасности при дозаправке ВС топливом с пассажирами на борту; соблюдение скоростного режима и маршрутов движения спецмашин, работоспособность их световых приборов; наличие у водителя талона, путевого листа с отметкой о прохождении медосмотра, а у лица, руководящего подъездом (отъездом) – удостоверения на право руководства подъездом (отъездом) спецмашин к ВС. Знание каждым руководителем, директором по безопасности, начальником службы, а также водителем автотранспорта вышеуказанной информации и ее использование в работе позволит избежать случаи нарушения правил движения автотранспорта на аэродромах ГА и тем самым повысить уровень обеспечения безопасности полетов на воздушном транспорте РФ. Комиссии по проверке знаний для допуска к самостоятельной работе, созданные приказами соответствующего объекта ГА, сформированы, как правило, из специалистов службы спецтранспорта, инспекции по безопасности полетов, службы охраны труда и представителей заинтересованных подразделений и организаций