Журнал "Директор по безопасности" Август 2020 | Page 11

ТЕМА НОМЕРА: КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОНТРАГЕНТЫ И РИСКИ Еще раз о должной осмотрительности Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданскоправовым вопросам Юридической фирмы Консулс Необходимость проверки благонадежности потенциального контрагента законодательно была закреплена в РФ С 12 октября 2006 г., когда в силу вступило понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента 1 . При этом определения того, что такое должная осмотрительность, данное постановление не содержит. Однако, в различных письмах и разъяснениях Министерство финансов РФ и Федеральная Налоговая Служба дают рекомендации о том, как налогоплательщику следует оценивать свои риски. В письме от 16.03.2015 г. № ЕД-4-2/4124 2 ФНС России поясняет, что именно на этапе выбора контрагентов необходимо проверять их правовой статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность. Необходимо удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия. В 2017 году вступила в силу ст. 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ, которая устанавливает пределы использования налоговой выгоды налогоплательщиком, а именно возможность ее получения только при условии реальности его операций с указанным им контрагентом. Поэтому вопрос проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов стал еще более актуальным. В зависимости от категории потенциальных поставщиков, подход и объем доказательств их благонадежности будет также разным. Если планируется заключение договорных отношений с небольшой компанией для поставки товаров, обеспечивающих повседневную операционную деятельность, например, воду, канцтовары, то вероятность того, что данная мелкая сделка будет оспорена со стороны ФНС, невелика. То же самое можно сказать и о крупнейших предприятиях – монополистах, государственных корпорациях, а также о компаниях, которые прошли процедуру листинга, особенно на иностранных биржах. В данному случае, проверка благонадежности будет скорее формальной. Во всех остальных случаях проявление должной осмотрительности должно являться обязательной частью выбора поставщика, и проведена данная проверка должна быть, как минимум, в объемах, которые являются обязательными с точки зрения регуляторов. Требование при проявлении должной осмотрительности Несмотря на то, что на данный момент не существует единого кодифицированного документа, содержащего требования по проявлению должной осмотрительности, а также не закреплен финальный список документов, которые необходимо запросить у потенциального поставщика при проведении проверки из анализа ряда существующих нормативных актов, можно выделить следующий порядок действий, который необходимо осуществить при выборе поставщика. Первым шагом можно назвать проверку на основные 12 признаков недобросовестности поставщика, которые были разработаны ФНС в 2007 г. и закреплены в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333: Низкий уровень налоговой нагрузки. Показатель определяется по нормативам, утвержденным ФНС, по конкретной сфере деятельности. Бухгалтерская отчетность за несколько последних отчетных периодов отражает убытки. Проверить показатели финансовой отчетности можно на официальном сайте компании. Недобросовестный субъект систематически заявляет большие несоразмерные суммы вычетов. Расходы организации постоянно растут. В сравнении с предыдущими отчетными периодами темп прироста затрат субъекта искусственно завышен. Заработная плата работников предприятия ниже средней по региону. Например, квалифицированным специалистам в штатном расписании установлены минимальные размеры оплаты труда. Экономические показатели компании систематически достигают предельных значений, в части применения специальных режимов налогообложения. При составлении налоговой отчетности заявляется сумма расходов аналогичная, либо незначительно меньшая, чем сумма доходов, полученных за отчетный период. Ведение деятельности экономического субъекта основывается на оказании посреднических, субподрядных работ либо услуг перекупщиков. Отказ от представления документации, подтверждающий факты хозяйственной деятельности. Отказ от дачи пояснений. Подача уведомления об утрате или уничтожении подтверждающей документации. Систематическая миграция между территориальными отделениями ФНС. Например, снятие с учета в одном территориальном отделении ИФНС, и постановка на учет в новом отделении, по новому месту пребывания/регистрации. Бухгалтерская отчетность экономического субъекта отражает заниженные значения рентабельности и платежеспособности, в сравнении со средними аналитическими показателями по данной сфере деятельности. Деятельность экономического субъекта отнесена к родам занятий с повышенными налоговыми рисками. Данный перечень не является исчерпывающим, и в своей практике регулирующие органы ввели целый ряд дополнительных критериев неблагонадежности контрагентов. Например, ФНС дополнительно ввела такие признаки неблагонадежности контрагентов, как наличие у генерального директора административного наказания в виде дисквалификации, массовость руководителя, учредителя, регистрация по массовому адресу регистрации, а также фиктивность руководителя организации (признаками фиктивности является наличие информации о недействующем паспорте у руководителя, частая смена руководителей, и наличие косвенного признака – регистрация юридического лица в одном регионе, а нахождение руководителя в другом) 3 . Следует понимать, что под данные критерии недобросовестности могут попасть и абсолютно нормальные поставщики. Однако, в случае проведения проверки налоговыми органами, отчет о проведения данной проверки все равно должен быть предоставлен налоговому инспектору. Исходя из вышеуказанных критериев, можно сформировать минимальных перечень документов, которые необходимо запросить у поставщика перед заключением договора: копию устава, чтобы убедиться в полномочиях руководителя или их ограничениях; приказ о назначении директора. Важно уделить внимание на срок полномочий директора и актуальность сведений в выписке из ЕГРЮЛ; доверенность на представление интересов компании (если договор заключается по доверенности); копию паспорта директора; справку о постановке на налоговый учет, справку из Росстата; решение об одобрении крупной сделки или письмо о том, что сделка не является крупной; копии лицензий, выписку из реестра СРО (если вид деятельности попадает под соответствующие требования законодательства); сведения о банковских реквизитах. Чем выше рейтинг банка, в котором открыт счет поставщика тем выше степень благонадежности. Банки также тщательно проверяют своих клиентов; бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Лучше запрашивать за 2–3 года. Важно понимать, что данный перечень документов не является исчерпывающим, а также не является официально утвержденным перечнем необходимых документов, которые необходимо запросить у контрагентов. Следующим шагом при проведении проверки будет являться анализ информации из открытых источников данных. Общая позиция, которая может быть выработана на предприятии, следующая – не запрашивать у потенциального поставщика те документы, которые могут быть запрошены из официальных источников. Это поможет избежать потенциальной фальсификации, а также не будет «перегружать» процесс проверки поставщиков и ускорит бизнес-процесс заключения сделки. Для проверки информации о поставщике рекомендуется использовать следующие источники данных: электронную выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП. Помимо выписки, на сайте ФНС реализован ряд других полезных сервисов – о налоговой задолженности, о дисквалифицированных лицах, о массовости адресов, учредителей и руководителей; наличие непогашенных задолженностей по исполнительным листам в банке данных исполнительных производств; судебные споры контрагента в картотеке арбитражных дел; актуальность нотариальной доверенности представителя (в случае подписания договора доверенным лицом) на сайте Федеральной нотариальной палаты; лицензии – на сайтах соответствующих лицензирующих органов (например, Росалкогольрегулирования); для проверки российского паспорта лица, подписывающего договор – на сайте ГУ по вопросам миграции МВД России; заключенные, при проведении государственных закупок, контракты – на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Результатом проведения данной проверки должно стать досье о проведении проверки контрагентов, которое должно содержать запрошенные у контрагента документы, отчет о том, что признаков фирм-однодневок не было выявлено, а также данные, взятые из открытых источников в отношении контрагентов. Дополнительно стоит отметить, что само по себе наличие отчета о проверке контрагентов, не является гарантией того, что инспектор ФНС не вынесет отрицательного заключения при проведении проверки, так как очень важную роль играет организация процесса проведения проверки поставщиков. ФНС в своей работе также обращает внимание на такие аспекты, как непрозрачный процесс выбора и квалификации контрагента, отсутствие личных контактов между сотрудниками компании (желательно из числа руководства компании) и контрагента, создание контрагента незадолго до заключения сделки. Что грозит российским компаниям за несоблюдение принципа должной осмотрительности с точки зрения ФНС? В случае если инспекторы докажут получение необоснованной налоговой выгоды, предприятие могут оштрафовать, доначислить ему налоги и потребовать уплаты штрафов и пеней. Для выявления необоснованной налоговой выгоды сотрудники ФНС сначала проверят, реальны ли вообще операции между предприятием и контрагентом или же документооборот был создан формально. Необходимо отметить, что инспекторы обязаны выявить, каким звеном в цепочке контрагентов является недобросовестный контрагент (к примеру, фирма-однодневка) и является ли он подконтрольным предприятию. В случае если налоговому органу удалось доказать, что имел место формальный документооборот, направленный лишь на снижение налоговых обязательств, налоговая выгода, которая была получена по результату проведения данных операций будет считаться необоснованной, и налоги (налоговая база, вычеты) должны быть пересчитаны без учета этих операций. Так, например, было доказано начисление необоснованной налоговой прибыли, при перечислении денежных средств на счета контрагентов с признаками фирм-однодневок при проведении строительно-монтажных работ. При проведении проверки было выявлено, что денежные средства переводились контрагентам, не имеющим необходимых производственных мощностей и персонала для проведения работ. В связи с этим, предприятию был начислен целый ряд штрафов и пеней к выплате за совершение налогового правонарушения по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 788 863 руб. А также предложено добровольно уплатить налоги в сумме 39 434 264 руб., а именно: налог на прибыль в федеральный бюджет в размере 1 287 100 руб.; налог на прибыль в бюджет субъекта РФ в размере 8 687 935 руб.; НДС в размере 29 459 229 руб.; пени по НДС в сумме 409 064 руб. 4 . Также по результатам налоговой проверки, было вынесено решение о внесении уточнений в документы бухгалтерского и налогового учета. Однако указанные санкции не являются исчерпывающими и компании могу также столкнуться со следующими последствиями несоблюдения должной осмотрительности при выборе поставщика: Возмещение налогов, сборов, взносов в бюджет государства, по расходам, признанным необоснованными (фиктивные сделки с фирмами-однодневками). Недоимки и пени по доначисленным суммам налогов, сборов, взносов. Штрафы в сумме до 40% от неуплаченных сумм в бюджет (ст. 122 НК РФ). Внесение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков. Утрата деловой репутации. Убытки и финансовые потери.